Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

09.04.2019s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Васильева

Дальше жить

Наринэ Абгарян
Дальше жить

Другие книги автора

Наринэ Абгарян "Дальше жить"

У нас привыкли говорить, что читатели не любят сборники рассказов, а любят романы. Но никто отменял роман в рассказах! У Абгарян – именно такой. Ещё и автобиографический.

Писательница создает камерный мир, населенный героями, которые пересекаются в стоящих рядом рассказах. Все они соседи, живущие в городе, в котором родилась сама Абгарян – в Берде.

Начинается «Дальше жить» даже невинно. Но на второй странице появляется упоминание войны, и вот она уже становится центральной темой книги – армяно-азербайджанский конфликт, бои в приграничных зонах, жертвы среди гражданского населения.

Абгарян, конечно, не говорит скупым языком информационных телепередач, а выбирает исповедальность. Она без стеснения приводит малейшие подробности чужих жизней, потому что все они только подчеркивают необьятность войны и ее силу, сметающую все на своем пути. Большинство зарисовок оканчивается в одной и той же тональности:

«Метаксия спускалась по склону, вбирая полной грудью дыхание утра. Надо было спешить — скоро начнется служба по усопшим. Мертвым она, конечно же, без надобности. Живым она нужней».

«Бердцы возмущаются, но терпят. Они знают — тишина для Андро равносильна муке. Ведь совесть говорит с нами голосами тех, кто ушел. Выключи посторонний звук — и ты ее услышишь».

«Пел-Анесанц Арменуш убирает волосы со лба, задумчиво улыбается. — Мечта? Есть. Хочется, чтобы лето не заканчивалось».

Абгарян чередует описания мирной жизни с описаниями – нет, не войны, а ее последствий. Это так выверенно, что даже укачивает. Я было начала обвинять эту книгу в том, что она намеренно выбивает из читателя слезу – от такой массированной атаки эффект катарсиса исчезает. Однако к концу сборника стратегия меняется, несколько меняя впечатление о нем.

Героиня одного из последних рассказов, Вардануш, оказывается худшим человеком в этом тесном мирке. Вардануш не простила мужа, ушедшего к другой женщине, со злостью сожгла все его вещи, не приняла невестку сына и портила ей жизнь, пресекая малейшие добрые побуждения своей души.

«Вардануш осеклась, ощутив укол совести, и даже на время оставила ее в покое, но потом с удвоенным рвением принялась ее изводить, вымещая на ней злобу, скопившуюся за долгие годы женского одиночества».

Когда на войне погиб сын, она заставила девушку сделать аборт – на том сроке, когда абортов уже не делают. После такого от Вардануш отвернулись все бердцы.

За этим рассказом сразу же идет история Мариам, которая потеряла всех близких, и даже их могилы остались на вражеской стороне. Но в Мариам при этом нет ни капли злобы.

С другого рассказа о Мариам книга начинается. Закольцевав таким образом роман в рассказах, Абгарян не останавливается и помещает еще одну историю, которая оказывается семейной.

«Пашоянц Сона борется со своими страхами, как умеет,— сама. Пашоянц Сона. Моя младшая сестра».

В части «Вместо послесловия» Абгарян использует метафору «разомкнутые объятия». В жизни они сомкнулись, потому что невозможно жить одной войной – надо и жить дальше. В книге они композиционно сомкнулись тоже, подтверждая сказанное и как будто бы даже закрывая больную тему, во всяком случае, убеждая самого автора и читателей, что с задачей «написать об этой войне» Абагарян справилась.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу