Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Макеенко

Юби

Ним Наум
Юби

Другие книги автора

Наум Ним «Юби»

Один из лучших текстов длинного списка (скажу я осторожно, в надежде найти лучший среди оставшихся), «Юби» прикидывается обманчиво простым и дурашливым, но, по существу, обладает вневременной природой и актуальностью. Поначалу он напоминает почти детскую смесь из шукшинской прозы, «Республики ШКИД» и фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», однако по ходу повествования всё оказывается не так уж просто и совсем не весело. Для наглядности можно вспомнить известное граффити, в котором фраза «Дети — хозяева лагеря» начинает играть новыми красками, стоит поместить портрет артиста Евстигнеева за колючую проволоку. Что-то подобное случается здесь с читательской оптикой.

Действие «Юби» происходит в городке Богушевске Витебской области, в оздоровительном интернате, где домашние и детдомовские подростки живут вместе, 28 мая 1987 года — когда советская эпоха уже заслышала звук лопнувшей струны и вроде бы никому ни до кого нет дела. Мальчишки сколачивают воровскую шайку, девчонки оказывают секс-услуги по рублю, мужская часть рабочего коллектива бухает в котельной не просыхая, женская — увивается за единственным непьющим, но семейным учителем Львом Ильичом. Лев Ильич тем временем диссидентствует и пробует на прочность зарождающуюся гласность, за ним следит не очень удачливый кагэбэшник под маской физрука, и эти кошки-мышки становятся центром сюжета. События одного дня рассказываются четырежды — с четырёх точек зрения; рассказчики с лёгкой руки интернатовской поварихи прозваны Недоумком, Недомерком, Недотёпком и Недобитком. Им в помощь то и дело высовывается в текст сам автор.

«…книга про беду должна быть весёлой, а если и не весёлой, то уж точно лёгкой…» — пишет Ним и виртуозно воплощает этот творческий принцип на практике. Читая «Юби», не сразу начинаешь считывать сигналы катастрофы. Недоумки и недотёпки кружат в комедии нравов и положений, беларуская мова, как ни напрягай толерантное ухо, смешит русскоязычного читателя своей «неправильностью», находчивые подростки и взрослые врут и хитрят напропалую, автор не скупится на комизм, который, казалось бы, так и витает в воздухе Богушевска веселящим газом. Тем более неожиданно комедия ломается в коленях и оказывается с приставкой «-траги». Оглядываясь назад из несмешной развязки, осёкшийся читатель видит, сквозь какой унылый мрачняк позднего застоя вёл его волшебный клубок повествования: мальчишки сколачивают воровскую шайку, девчонки оказывают секс-услуги по рублю, мужская часть рабочего коллектива бухает в котельной не просыхая…

И всё же — то ли жужжание самолётика Матиаса Руста, летящего в сторону Кремля, то ли недоделанное, но неслучайное слово «люби» в названии романа, то ли, в конце концов, авторская многообещающая интонация — что-то оставляет в финале чувство освобождения и немного оптимизма.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу