Наум Ним "Юби"
Белорусская СССР, 1986-й, страна задыхается в лапах кровавой гэбни, за малейшее несогласие с генеральной линией могут посадить или, чего хуже, упечь в дурку не взирая на возраст. Народ спивается, Чернобыль взрывается, людоедская власть всласть упивается.
Поистине новаторский прием «рассказать историю с четырех разных сторон» насыщает события одного дня из жизни интерната под Витебском торжествующей многогранностью смыслов. Здесь каждый от мала до велика преисполнен внутренней свободой и героически проклинает ненавистный коммунистический режим. К примеру, директор интерната в своем внутреннем монологе достигает вершин немыслимой в эти страшные времена смелости, предлагая назвать школу именем канувшего в небытие диссидента!
«Пусть называется “Лесная школа-интернат имени Ильича”. Няхай они сабе думают, какого такого Ильича, а мы никому не скажем».
Да что там директор! Даже дети не боятся всесильных гэбистов! Да и сам гэбист, один из главных героев книги, не то почуяв надвигающийся с севера ветер перестройки и гласности, не то разбудив замученную в застенках совесть, посылает по известному адресу старшего по званию, пусть последний и в отставке! Бывших-то, как известно, не бывает!
Отдельно стоит отметить учителя Йефа, история жизни которого вовсе не укладывается в стандарт «жил дрожал и умирал дрожал». Тайно, но верно следуя великим заветам Сахарова-Солженицына он бережет для потомков настоящие сокровища! А главным сокровищем настоящего, честного человека всегда была и останется Её Величество книга! Книга, прикоснувшись к которой урод, сексот и убийца словно Бармалей из сказки становится моментально добрым, умным и кротким, ибо они наследуют землю.
Над всей этой конструкцией реет самолет Руста, марку которого так легко разглядеть в походный бинокль. Реет, как вестник светлого будущего, которое с тех пор так почему-то и не наступило.
Комментарии посетителей