Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

смотреть прямую трансляцию

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Макеенко

Ненавижу эту сучку

Ольга Столповская
Ненавижу эту сучку

Другие книги автора

Ольга Столповская «Ненавижу эту сучку»

Мать-одиночка, строящая карьеру и/или находящаяся в активном поиске мужа, — один из самых характерных типов в лонглисте «Нацбеста» этого года, а значит вообще одна из главных героинь сегодняшней литературы. С одной стороны, Ольга Столповская поддерживает тенденцию, выводя на сцену ту самую маму-карьеристку с прогрессивными взглядами на семью. С другой стороны, «Ненавижу эту сучку» счастливо избегает присущей другим подобным текстам ограниченности «стартовым капиталом». Всё очарование романа, написанного без затей (местами даже слишком схематично и телеграфно), основывается на врЕменном сбое: стоит нам только узнать о статусе героини, как она отказывается ему вполне соответствовать. Oh, wait, а не так ли вообще рождается хороший сюжет?

Итак, наша героиня, назовём её N, работает на крупном телеканале, в одиночку растит дочь и в целом не имеет причин жаловаться на жизнь, пока не происходит экономический кризис, а за ним — волна сокращений. Только упёртость на грани помрачения помогает Nостаться на своём месте и даже продолжить карьерный рост. В этот же момент за соседним столом появляется новая коллега — Алекс, приехавшая поработать в московском телике аж из самой Австралии. Между женщинами завязывается роман, в ходе которого они быстро начинают жить вместе (особенно счастлива дочь N; правда, тема встречи с женщиной в маминой постели не раскрыта). Идиллию нарушает один фактор: в Австралии у Алекс остался пожилой богатый муж, небольшое имение, набор эксцентричных родственников и привычный уклад жизни, завязанный в основном на строгой системе приёмов пищи. В какой-то момент две жизни Алекс вступают в конфликт, затягивая в него её мужа, N, её дочь, продюсера телеканала, его секретаршу, а также несколько фермеров, змей и австралийских толстосумов (не путать с сумчатыми). Заканчивается всё невесело и многозначительно; эта многозначительность финала, кстати, становится одним из немногих недостатков «Сучки».

Роман Ольги Столповской — симпатичный пример «нормальной литературы» (более того — «нормальной „женской“ литературы»), то есть того мейнстрима, который мейнстримом у нас упорно не становится. Нормальный сюжет, нормальные герои, нормальный язык — ничего, вызывающего эстетического раздражения, но и никакого литературного открытия. Впрочем, нет, одно открытие всё-таки имеется: «Ненавижу эту сучку» — текст, в центре которого стоит история гомосексуальных отношений и который при этом ни капли не претендует на субкультурность и не проваливается в маргинальность. Любовь между двумя взрослыми женщинами как вариант нормы (никакой эксцентрики, скандальности или пикантности автор явно не имеет в виду) — вообще-то смелый шаг для литературы на русском языке. Правда, это же достоинство оставляет книге Столповской ещё меньше шансов стать национальным бестселлером. Тем сильнее хочется надеяться, что роман найдёт своих читателей и без премий.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу