Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

09.04.2019s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Митя Самойлов

Яснослышащий

Павел Крусанов
Яснослышащий

Другие книги автора

Павел Крусанов “Яснослышащий”

От рождения у мальчика где-то между лёгкими и сердцем есть небольшой пузырь. Он что-то вроде специального органа как у рыб, но он не позволяет держаться на воде, он позволяет слышать гармонию мира, которая, как мы помним, не знает границ.

Мальчик сначала увлекается дельфинами - они же говорят специальными звуками, и упорядочить, понять их может только тот, у кого есть специальный резонирующий пузырь. Потом, повзрослев, мальчик увлекается музыкой. Его зовут Август и он становится частью того, что называет асса-культура. Ленинградским музыкантом в составе рок-группы.

История героя перемежается его же интервью, в которых он довольно витиевато рассказывает о Курехине, Цое, Гребенщикове и других героях однородного ряда.

“Один олицетворял интеллектуальную апологию маргиналов — сторожей, дворников и прочих беглецов с галеры, гребущей в будущее. Другой — романтический образ современника, чьи будни полны неизбывной экзистенциальной печали. Третий — трагедию личности, травмированной несчастной любовью к сладкой N. Четвёртый — вселенскую меланхолию комнаты с белым потолком” - и там еще долгое перечисление.

В этих интермедиях - интервью видно, насколько важной для Крусанова темой является эта самая асса-культура и кто тут в реальности тот самый “яснослышащий” - это ему - автору - очень хотелось разложить по полочкам и каталогам тот феномен, который его личностно сформировал. И сделал это Крусанов мастерски. Есть ощущение, что он привязал оправдательный сюжет к своему проекту энциклопедии. Вроде, вот, посмотрите, это такой герой, который слышит более чутко и остро чем все мы, и вот что он думает по поводу того, что все мы так любим.

Но на этом история героя не заканчивается. Он переживает несчастную любовь, период отшельничества, становится музыкантом интеллектуально-синтетического жанра и оказывается снайпером на Донбассе. Это момент неожиданный, но объяснимый. У Павла Крусанова есть опыт посещения мест военных действий в непризнанных республиках, и опыт этот требует быть конвертированным в творчество. Из этого получается несколько солдатских баек, объединенных спецификой восприятия - слышит то их, по-прежнему, тот самый яснослышащий.

В финале герой оказывается не просто у разбитого корыта, но у разбитого собственноручно молотком дорогого синтезатора - всё было иллюзией, ложным воспоминанием. Как дым от донбасского выстрела растаяла вся асса-культура и вся исключительная чуткость. Жизнь разрушила образ жизни.

В этом романе Крусанов, как и в сборнике “Железный пар”, и в романе “Фигурные скобки”, проявил себя не токльо мастером конструкции, но и магистром деконструкции - всё проходит, но только потому, что ничего и не было.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу