Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Ненавижу эту сучку

Ольга Столповская
Ненавижу эту сучку

Другие книги автора

Первое письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга! В четвертый раз я работаю в Большом жюри «Национального бестселлера», и решил в этом сезоне все свои рецензии оформлять как письма Вам – самому моему любимому, чего скрывать, автору рецензий для Большого жюри «Нацбеста». Ну, вроде писем далекому другу и коллеге по работе в БЖ, с кем можно поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Почему, собственно, нет? Во-первых, писать кому-то конкретному всегда интереснее, чем всем. Во-вторых, «Нацбест» - премия, отмечающая самые интересные, креативные тексты в современной русской прозе, а почему не добавить креативности в написание рецензий – тем более за 19 лет работы премии, насколько я знаю, никто подобного не делал? Да и в наших взглядах на то, что такое хорошо и что такое плохо в современной литературе, я вижу немало сходства.

Вот первым делом выбрал для чтения роман Ольги Столповской «Ненавижу эту сучку» - сразу видно, что автор женщина, мужчина написал бы «Ненавижу эту суку», я думаю. Ольга Столповская - единственная Ваша, Ольга, тезка в длинном списке нынешнего сезона. Начал с ее романа, хотел сделать Вам приятное. Тем более и тема в какой-то степени Вам близка: о меньшинствах. Главная героиня работает на телевидении, и как-то раз видит в своем кабинете новенькую. Девушка приехала из Австралии, где она живет в роскошном доме в Сиднее с мужем Сесилом, ее бывшим редактором, и зовут ее Алекс. У главной героини типичные проблемы жительницы российского мегаполиса – маленькая дочка, разочарование в браке, угроза увольнения. И вот в ее жизни появляется жар-птица – бойкая австралийка, и жизнь уже никогда не будет прежней.

А что, встреча с чужим, с представителем иноземной культуры, иностранцем – это всегда интересно. Миллион книг на эту тему написан, включая моего любимого «Робинзона Крузо». Хотя вскоре роман вырулит в другую степь – Алекс соблазнит главную героиню, и начнется история любви: «Фактически мне могла понравиться только Алекс, потому что она не была тупой и вульгарной. Она была нежной, как сливки. Мы легко сливались в единое целое, чувствуя тела друг друга как свои собственные, и, умножаясь надвое, достигали двойного наслаждения». Потом сцены совместной счастливой жизни – теперь Алекс, главная героиня и ее дочка одна семья, хотя в нашей нетолерантной стране у таких пар возникают известные трудности. Начинаются эротически окрашенные эпизоды (подруги рассматривают в магазине розовые члены, десять раз на десяти страницах слово «оргазм») – неужели эротика, непонятно!

Понимаете, Оля, я к этому моменту догадался, чем история закончится, хотя честно дочитал роман до последней страницы. Мне кажется, что автор упустила как минимум две возможности сделать свое повествование таким, чтобы дочитать его без зевоты. Первая – показать, как две женщины, совершенно разные по воспитанию, жизненному опыту, мировоззрению, начинают строить общий мир, путем проб и ошибок нащупывают точки опоры. Но об этом как-то мимоходом. Или другая возможность – раз уж это лесбийская пара, расскажите подробнее, как они постигают вместе науку страсти нежной, без пошлости и порнухи – много ли у нас лесбийских пар в современной прозе! Но и об этом как-то невнятно, скороговоркой, без подробностей. То ли Ольга Столповская стесняется говорить на такие темы, то ли понимает, что секс по определению конечен, а сюжет надо как-то двигать. Что нам поможет двинуть сюжет? Кровь и дорога! Кровь есть – убивают одного из совладельцев канала, американца, ножом. Есть и дорога: Алекс и ее подруга вместе с дочкой отправляются на рождественские каникулы в Сидней. Все равно скучно.

Действие как будто постоянно пытаются гальванизировать: разряд! – акт запретной любви! – разряд! – зарезали американца! – разряд! – поехали в Австралию! Тело романа судорожно вздрагивает, читатель кричит «мы теряем его!», критик утирает пот, выключает внутренний дефибриллятор и говорит – запишите точное время. Не читайте Ольгу Столповскую, Ольга. Вы на эти темы пишете лучше: умнее, уважительнее, да и просто интереснее. Всего Вам хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу