Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Василий Авченко

Яснослышащий

Павел Крусанов
Яснослышащий

Другие книги автора

Питерская симфония

«Яснослышащий» Павла Крусанова - великолепная проза, сочетающая стилистический блеск с интеллектуальной глубиной.

О чём? Обо всём.

Первые главы заставляют вспомнить «Собачье сердце» и «Голову профессора Доуэля»: тут и эхолокационное зрение дельфинов, и опыты по пересадке сердца.

Одна из тенденций сезона или нескольких последних лет - книги о художниках в широком смысле слова, о физиологии, метафизике и смысле творчества; другая - осмысление отечественной рок-культуры и нашей переломной эпохи 80-х и 90-х через эту самую рок-культуру.

«Яснослышащий» отдаёт дань обеим тенденциям. Тем более что у Павла Крусанова есть личная рок-история, собственный музыкальный бэкграунд – участие в знаменитом Ленинградском рок-клубе. «В последний школьный год я устремился в горнило рока (в антично-трагедийном смысле тоже), пожирающее и испепеляющее, но тогда казавшееся царством чарующей свободы и бесконечного праздника», - говорит его герой о расцвете питерского рока. Ещё: «Самый чудесный город на земле был в очередной раз отмечен персональным вниманием небес. В него ударил пучок незримых молний, твердь дрогнула, и повсеместно — от Васильевского и Петроградской до Средней Рогатки и дикого Купчина — забили источники неудержимо взвившихся энергий. Распылённым ядом был напитан сам невский воздух, он отравлял людей, и они галлюцинировали, обнаружив себя искажёнными в искажённом пространстве, — тогда не быть музыкантом, поэтом, художником значило то же, что не быть вовсе». Ещё цитата, не могу удержаться: «В музыкальных избранниках видели не просто парней, умеющих принять позу и при этом попасть в ноты, а пророков, глашатаев новых контркультурных ценностей, не признающих фальшивые ценности официоза. В итоге кумиры разошлись по должностям. Один олицетворял интеллектуальную апологию маргиналов — сторожей, дворников и прочих беглецов с галеры, гребущей в будущее. Другой — романтический образ современника, чьи будни полны неизбывной экзистенциальной печали. Третий — трагедию личности, травмированной несчастной любовью к сладкой N. Четвёртый — вселенскую меланхолию комнаты с белым потолком. Пятый — воспалённую гражданскую совесть. Шестой — национальную идентичность, собранную в вязанку «мы вместе». Седьмой — идею ноля, решительного самоподрыва и аннигиляции. Так было в героический период и продолжалось по инерции ещё какое-то время, на вид казавшееся беспризорным. А между тем хозяева у наступившего времени имелись — революция стяжания бесповоротно инфицировала или сломала о колено всех. И русский рок, продолжая издавать характерные звуки, в действительности жил уже призрачной, загробной жизнью». Или вот: «Мудростью сердца мы всё же понимаем — а если не понимаем, то ощущаем, и порой довольно болезненно, — что путь Башлачёва вернее пути Вексельберга».

Гениальный Курёхин (он уже становился героем романа Крусанова «Американская дырка»), «асса-культура», природа денег, музыки, империи… В этой книге есть всё, потому что своим шестым или каким там ещё чувством герой улавливает «рокот мироздания». «Пока следуешь своей мелодии, ты неуязвим, ты знаешь путь и ты бесстрашен», - говорит он.

Книга Крусанова напоминает концерт, в котором звучат произведения различного генезиса; доменную печь, в которой переплавляются самые разнообразные жанры: от реализма до фантастики, от философского трактата (здесь чувствуется влияние Александра Секацкого) до окопной прозы. Да, именно окопной: в определённый момент герой книги Август отправляется воевать за Новороссию под позывным Алтай. Непрекращающаяся война на Донбассе стала фактом культуры – сначала лирики, теперь вот и прозы (по касательной тему затронул «Патриот» Рубанова, вот-вот выйдет роман Прилепина «Некоторые не попадут в ад»).

Не берусь пересказывать изысканную, умную, остроумную, афористичную книгу Крусанова – в неё нужно погружаться, с ней нужно проводить время. Рекомендую.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу