Василий Авченко

Lithium

Владимир Козлов
Lithium

Другие книги автора

Путешествие на край ночи

Первые ассоциации при чтении книги Владимира Козлова Lithium - балабановский «Брат» (даже, кажется, мелькнул между строк тот самый Данила, которому девушки покупают в подарок диски «Наутилуса»; и, конечно, трамваи, куда без них); константиновский «Бандитский Петербург»; сенчинский «Лёд под ногами». Одной из линий второго плана проходит запрещённая ныне НБП – тут отсылка уже к прилепинскому «Саньке».

90-е годы, Питер и Москва; бескомпромиссный рок, который проигрывает (название романа, очевидно, отсылает к «Нирване»), и омерзительная попса, которая побеждает. «Все эти «Алисы», «Аквариумы», ДДТ — это обык­новенная попса, – говорит один из героев. – Для меня что ДДТ, что, например, Филипп Киркоров — одно и то же. Почти такая же попса. Только ещё хуже. Потому что Киркоров без пафоса, его дело — зараба­тывание бабла. А у этих пафоса выше крыши — «Мы вме­сте», «Моё поколение», «Революция».

Всё это вроде бы ещё почти повседневность – но уже и история. Для тех, кто взрослел в нулевые или тем более в десятые – уже точно только история.

Но в центре повествования – поколение родившихся в начале 70-х (вот и сам автор – 1972 года); секс-драгс-рок-н-ролл: всё это весело или – тяжко и беспросветно, до черноты?

Тут и сатира, и социальная драма. Искания, метания, споры героев: что лучше – наши танки в Праге или капитализм? Зюганов или Ельцин? (Надо же: эпоха прошла, а Зюганов – вот он, на экране; в иные времена человек проживает половину или четверть одной эпохи, в другие успевает прожить сразу несколько эпох). Ощущение тщеты, бессмысленности, бесперспективности очередного потерянного (или потерявшего себя) поколения; силы уходят впустую, всё заканчивается смертью – если не физической, то социальной и творческой.

Не раз упоминается Луи-Фердинанд Селин; наши 90-е – общее путешествие одной шестой суши на край ночи.

Lithium, вышедший в питерском издательстве Éditions Chat, – книга, осмысливающая феномен русских девяностых наряду, допустим, с «Журавлями и карликами» Юзефовича и «Ненастьем» Иванова. И выносящая этому времени приговор – как бы в пику интернет-флэшмобам, призванным показать, что и тогда был свет.

Свет-то есть всегда; в этом, что ли, дело.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу