Елена Колядина

Изобилие

Роман Сенчин
Изобилие

Другие книги автора

Роман Сенчин "Изобилие"

Книга Романа Сенчина «Изобилие» — это сборник коротких рассказов, написанных в 90—е годы прошлого века. Словосочетание «лихие 90—е» стало уже штампом, за которым известно что стоит: шоковая терапия, безработица, вымирание, бандитизм. Писано—переписано о том времени уже достаточно, и все как—то в одном ключе — продали Россию, гопота пьет, олигархи народ грабят! Поэтому книжку я открыла без энтузиазма, ожидая уныния и тоски, которые давно уже не трогают сердце. Оказалось, ошибалась. Читать Сенчина нужно с водкой — пить то на радостях, то с горя, пить и пьяно петь, пить и пьяно плакать. Потому что каждый рассказ — это чистая (не в смысле «светлая», а в значении «без примесей», «не паленая», «без обмана») эмоция. (А ради чего еще покупает читатель книгу, как не ради того, чтоб пережить острые эмоции?). На трезвую голову больно читать рассказы «Будни войны» и «Под сопкой» — рвет сердце. Пугает «Таможня», отвращает «Мясо». Зато читая «Изобилие» невозможно не смеяться. Слог Сенчина скупой, без завитушек и туманов. Но какая поразительная точность языка героев! Речевые характеристики персонажей—забулдыг, гопников, милиционеров, поэтов и солдат, невероятно узнаваемые и достоверные, но это не журналистская запись речи с диктофона, а очень точно переосмысленный и воссозданный писателем образ языка 90—х. К сожалению, многим рассказам не хватает концовки. Они— рассказы, обрываются, хотя до полной завершенности, до литературного шедевра не хватает, порой всего одного предложения, одной фразы, этакого последнего камня, брошенного в воду. И потому часто «тянут» скорее на зарисовки, чем новеллы. Но я готова была простить Роману эту незавершенность, которая искупается болезненной, страшной, мучительной, отвратительной честностью. Многие формальные огрехи (я все о том же отсутствии концовок у некоторых рассказов) можно простить автору за фразу «Ты чист, свеж, всеми любим. Одного стараешься не учитывать — тебя везут убивать» или «Я сигареты отечественные люблю, привык к ним с детства». И уже было замахнулась на восторги: вот, новая правда в лице Сенчина к нам пришла! Диплом ему, букет и денежную премию, искренне собиралась я сообщить в секретариат премии «Нацбест». И тут, на свою беду, дошла до последнего рассказа, который называется «Первая девушка». И оказалось, не впрок мне пошла Сенчинская водка, как всегда поутру, наступило хмурое осознание — рано обрадовалась: возможно, не знает или не хочет знать Роман, для чего пишет? Перечитать бы ему для начала «Преступление и наказание» что ли… Прочувствовать банальные слова об ответственности писателя, его роли (звучит пошло от назидательности, но по—другому донести не могу). Что хотел Сенчин—писатель сказать, описывая групповое изнасилование? Тут он не первый (еще на школьной скамье мы изучали «Тихий Дон» Шолохова), подобная тема популярна у многих авторов, в том числе женщин, и ничего в этом плохого нет. Нет тем запретных, все зависти от исполнения: Набоков писал о педофиле, Сорокин — о капрофилах,Лимонов — про оральный секс с негром. И мощно писали, дерзко! И все три перечисленные автора и книги — в числе моих любимых. Вопрос: но для чего взялся за этот непростой сюжет конкретный писатель Роман Сенчин? Кажется, автор и сам не объяснит. Сенчинудоказать мне, читателю, что он талантлив и зорок в раскрытии темы изнасилования не удалось. Более того, этот рассказ (по моему сугубо личному мнению, конечно) сильный провал писателя. Если бы не «Первая девушка» книжку «Изобилие» оценила бы я на пять баллов из пяти.Ну прямо хоть вырывай этот злосчастный рассказ! Да только из песни слов не выкинешь…

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу