Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

аккредитоваться

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Алексей Колобродов

Ненавижу эту сучку

Ольга Столповская
Ненавижу эту сучку

Другие книги автора

Розовые прозы

Продолжаю о «женской прозе», которая, как я давеча говорил в рецензии на книжку Юлии Краковской «Всё сложно», составляет едва ли не самое многочисленное и влиятельное направление нынешнего лонг-листа. Подобная феноменология имеет и обратную сторону – фабульный арсенал и набор сюжетных коллизий, равно как инструментарий – ограничены, и разные дамские голоса сливаются в общий хор. Или, если угодно, метатекст.

Рекомендую посмотреть мой отклик на «Всё сложно», поскольку роман Ольги Столповской «Ненавижу эту сучку», будучи прочитанным после Юлии Краковской, оставляет острое ощущение дежа-вю – настолько похожи обе «исповеди на заданную тему». (Ельцинский мемуарный титл неожиданно кстати). Собственно, обе могли выйти в издательской серии «Вне рамок», где издана Столповская, и поменяться названиями: эмоция «ненавижу эту сучку» очень соответствует одной из сюжетно-портретных линий женского дневника Юлии Краковской.

И не так важно, что героиня Столповской проживает в Москве и путешествует с подругой в Австралию, а Юлия у Краковской недобрым словом поминает советское детство, перебираясь в благословенную Францию из Израиля. Еще менее принципиально, что вторая избывает мокрый след от мужских обид, а первая дает хронику однополой связи двух телевизионных барышень. Мы всё-таки говорим о литературе, а здесь, что побудительные мотивы (писательство как метод преодоления психологических травм), что приемы (наступательное утверждение собственной правоты, «право имею», на фоне трудных обстоятельств жизни) схожи подчас до неразличимости. Даже, пардон, эротические сцены (на чем безошибочно проверяется литературная состоятельность автора) сделаны одинаково – эдакая механическая романтика, густое обилие терминов «секс» и «оргазм».   

Есть, конечно, и различия. Краковская пишет эмоционально убедительнее, с надрывом и слезой, превращающими заурядную бытовуху в охотничье-загонное шоу. Ольга Столповская относится к своей героине куда спокойнее, все необходимые дистанции соблюдая, на нашу эмпатию она особо не рассчитывает, и такая авторская позиция лично мне кажется куда симпатичнее. Собственно, когда она умеет оторваться от жизненных напрягов (а героиня – от «тропического лобка» нежной подруги Алекс) и смотрит вокруг – тут и начинается литература. Перо, наконец, ловит кураж, меняется даже стиль – и семейно-производственная хроника, ко второй половине иссякшая и выдохшаяся, удачно разбавлена острыми и беглыми (клиповыми, я бы сказал: Ольга Столповская – режиссер) зарисовками нравов и людей: замечательны продюсер и его секретарша Марина, целая галерея австралийских дядек, тётек, байкеров, фриков…

Тем не менее, боюсь, что аллергия на «женскую прозу» после работы в БЖ текущего Нацбест-сезона мне обеспечена. Впрочем, это лечится. Или само проходит.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу