Алексей Колобродов

Реконструкция

Антон Секисов
Реконструкция

Другие книги автора

Рыцарь на чат

Номинатор Любовь Беляцкая презентует рукопись Антона Секисова «Реконструкция» в качестве романа, хотя это, конечно, повесть – маргинальный сегодня жанр, в списках Нацбеста почти не значащийся. «Реконструкция» - конспирологический экшн в антураже московской готики, с не очень внятной метафорой о «лишнем» - не человеке, но целом поколении, сегодняшних тридцатилетних, рожденных на рубеже эпох (конец 80-х), и провалившемся в тартарары.   

В свое время по ходу нацбестовского марафона я разбирал тоже повесть и также рукопись Секисова «Кровь и почва», которая  аналогично строилась на реконструкторском сюжете – правда, скорее, идеологического, а не историко-мистического свойства. Верность однажды избранному направлению должна подкупать; если мы, натурально, не имеем дело с тупиковым вектором – но, боюсь, у Антона тот самый случай.

«Кровь и почва» была, помимо прочего, чрезмерно затянутым фельетоном, который очень выручала работа автора с языком – Секисов изобретательно описывал вымороченную реальность не характерами и образами, а отдельными штучными фразами, и я тогда сказал, что, похоже, у нас появился перспективный стилист. Увы, прогноз мой (во всяком случае, в свежей «Реконструкции») не оправдался: написана вещь вяло (несмотря на постоянную беготню, топот и членовредительство), скучно, неубедительно. Автор не оставил стилистических претензий, но вот блеск и точность формулировок куда-то подевались.

Как вам: «Когда Слава приблизился, глаза Феликса засияли, как, наверно, сияли глаза стахановцев, когда Сталин вешал им орден на впалую грудь». Во-первых, не смешно. Во-вторых, в эпоху расцвета стахановского движения ордена его героям вручал М. И. Калинин, работавший номинальным главой государства с 1919 года до самой смерти в 1946-м. В-третьих, если считать за идеал стахановца самого Алексея Ивановича Стаханова, то он был широкогруд и вполне дюж, несмотря даже на хронический алкоголизм.

Допускаю, что Антон Секисов таким образом копирует потуги собственного героя на остроумие – Саша, от лица которого идет рассказ, работает стендап-комиком. Однако сказовая манера трудно уживается с крутым экшном (авторская претензия номер два), да и эффективна, как правило, при должном зазоре между автором и персонажем, Антон же столь безоглядно погружается в тревожные обстоятельства Саши и порожденное ими безумие, что к финалу начисто лишается авторской воли. Он просто не в силах свести воедино детали и линии повествования, сыплющиеся, как из дырявого мешка, - ряд сюжетных ходов остаются расходящимися, на кучу вопросов не отвечено, намеченные пунктиры не сведены в общий контур. Да и заметно, что повесть автору наскучила, не успев, по сути, начаться.

Нет, поиски готического подполья в современной Москве и аллегорическая фантасмагория могут стать интересным материалом для очередной повести о «лишних», но – мое глубокое убеждение – лишь при убедительном соприкосновении с реальностью. В «Реконструкции» с точками схождения обстоит довольно скупо – парк Сокольники, разрушенный завод «Фрезер» (знаменитый тем, что в его команде начинал звездный путь Эдуард Стрельцов, о чем Секисов, конечно, не упоминает). Отчасти – подвижная сашина психика, тщетно за эту реальность цепляющаяся и одна из мистических линий романа Виктора Пелевина «Generation „П“» (выбор богиней человеческого мужа). Всё остальное – болотные жижи, рыцарские мечи, заброшенные усадьбы, похоронные боссы, самодельные алкоголи и рваные лифчики – необязательны, взаимозаменяемы и довольно бессмысленны даже для фабульных нужд. Характерно также, что между сновидческими трипами героя и повествованием в реальном времени снова нет практически никакого зазора.

Да, сюрреализм здесь совершенно не при чем.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу