Владислав Толстов

Я буду всегда с тобой

Александр Етоев
Я буду всегда с тобой

Другие книги автора

Семнадцатое письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга!

Неожиданно заметил: в нынешнем конкурсе «Нацбеста» аж три произведения, которые можно отнести к жанру «лагерной прозы» - «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина, «Восстание» Николая В.Кононова, и роман Александра Етоева «Я буду всегда с тобой». Ну, Веркин – это все же фантастика, Кононов – литературная реконструкция событий из жизни реального человека, а вот роман Етоева (я его только что перечитал заново) представляет собой довольно интересную, как мне кажется, тенденцию в современной отечественной прозе.

Я говорю об освоении темы сталинских лагерей средствами жанровой прозы. Года два назад выходил роман Андрея Олеха «Безымянлаг» - это был типичный детектив, в духе Агаты Кристи, только расследовали убийство, совершенное в лагере. Теперь Александр Етоев написал роман, где лагерь превращается в волшебную пещеру. Там живут странные сущности, оттуда появляются необычные персонажи вроде начальника лагеря по фамилии Дымобыков (в этой фамилии мне мерещится «Дима Быков»).

Дымобыков, бывший буденновский конник, волею судеб ставший начальником лагеря и, в общем, главным человеком на огромной территории, приглашает к себе сталинского лауреата скульптора Степана Рза, которому заказывает изваять его, дымобыковский, монумент. А Степану Рза не получится отказаться от такого заказа, потому что он спешно уехал из столицы и фактически скрывается где-то на Северном Урале, в районе Салехарда. А на дворе четвертый год войны, хотя здесь, в краю лагерей и шаманов, бушуют свои страсти. Это, конечно, отличная идея – чтобы о сталинских лагерях написали не очередной вопль «как такое стало возможно в нашей прекрасной стране», а изысканный плутовской роман, да еще с шаманами, да стилистически изощренный, да отлично написанный! Етоев продемонстрировал, что если у америкосов есть Дикий Запад, откуда они уже сколько лет черпают сюжеты для подпитки национальной мифологии, у нас есть кое-что покруче! У нас есть Дикий Север, где по ледяным пустыням бродят разные лихие люди - православные святые, якутские шаманы, ненецкие оленеводы, маниакальные романтики, сверхсрочники из лагерной охраны, беглые зэки и беглые сталинские лауреаты. Куда там ковбоям и команчам, детский лепет!

Если же серьезно, то «Я буду всегда с тобой» роман не о лагере, а о Севере. С его безумной, вывернутой наизнанку экзотикой. С необычными людьми, попадающими сюда по самым разным причинам. Их необычность подчеркивают даже фамилии – в романе действуют персонажи, носящие фамилии Телячелов, Ненянг и Хохотуев (и северяне не дадут соврать – там реально встретить людей с такими фамилиями!). Вся эта дикорастущая красота понятна только художнику, и неслучайно главным героем романа автор сделал скульптора. В романе есть замечательные суждения и мизансцены о столкновении советской культуры с местной, дикой, непонятной, туземной. Ну разве что раздражает слово «циркумполярный» (почему не «заполярный»?), но это уже придирки.

Александр Етоев показал, что наш Дикий Север – это вау, это невероятно круто. Набросал жирными мазками основные сюжеты будущего эпоса. Для меня роман стал еще и открытием новой грани дарования Александра Етоева – прежде я читал только его литературоведческие книжки вроде «Территории книгоедства», и думал, что он такой тихий кабинетный филолог, а вот поди ж ты. Всегда приятно, когда писатель вырывается из рамок привычного амплуа. Как говорили в известном фильме, Паратов вечно сдъяволит что-нибудь этакое. Мы в «Нацбесте» совсем недавно становились свидетелями похожей писательской метаморфозы – когда не так давно исключительно городской, обаятельный, домашний Леонид Юзефович взял и написал «Зимнюю дорогу» - лучшее, на мой взгляд, что написано о том, каково это – воевать и умирать в сибирской тундре, до костей пробирает. «Зимняя дорога» стала лауреатом «Нацбеста», у романа Александра Етоева, как мне кажется, тоже есть все шансы. Советую Вам его прочесть, Оля. И всего хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу