Смотреть трансляцию

Сергей Беляков

Пролетариат

Влад Ридош
Пролетариат

Другие книги автора

Социология от Влада Ридоша, турбина и задвижки

Если вы решили купить книгу неизвестного автора, не читайте аннотацию к ней. Скорее всего, будете обмануты. Лучше откройте наугад, прочитайте два-три абзаца, доверяясь своему вкусу. Конечно, бывают исключения. Но аннотация к «Пролетариату», на мой взгляд, обманывает совершенно бесстыдно: «Автор внимательно, с любовью вглядывается в их (рабочих. – С.Б.) бытовое и профессиональное поведение, демонстрирует глубокое знание их смеховой и разговорной культуры, с болью задумывается о перспективах рабочего движения в нашей стране».

Ни внимания, ни любви, ни боли. Уместнее было назвать этот текст «Случай на производстве» или «Повседневная жизнь сексуальных маньяков». Влад Ридош явно замахнулся на большее, на широкие обобщения, на своего рода социологическое исследование, потому и назвал книгу «Пролетариат». Скажем прямо, Влад Ридош – не Карл Маркс. А если говорить о художественной литературе, не Бальзак, не Золя, не Мамин-Сибиряк, не Максим Горький. Рабочие в книге Ридоша – безликая тёмная масса. Имен собственных почти нет. Персонажи обозначены кличками: Опарыш, Толстолобик, Карась, Пельмень, Скорострел, Генитальич. Есть и нецензурные клички. Характерно ли это для рабочей среды? Скорее уж для преступников, взрослых и малолетних, а также для некоторых современных музыкантов. Рэпер Гнойный вполне вписывается в этот ряд.

Если судить по книге Ридоша, главная отличительная особенность пролетариата – гиперсексуальность. Рабочие завода занимаются сексом или, по крайней мере, говорят о нём круглосуточно, на производстве и дома. Сексуальные маньяки, социально опасные типы. Может быть, для блага общества, стоило закрыть персонажей Ридоша на заводе и колючей проволокой обнести? Пусть уж там развлекаются: «Дело-то плёвое — уединиться ночью в укромном уголке да трахнуться разок-другой». Автору почему-то не приходит в голову простая мысль: люди всегда разные, во всех своих проявлениях, в том числе и сексуальных. И почему Ридош обделил другие социальные группы?

Изъясняются персонажи книги (сказать «герои» – язык не поворачивается) преимущественно матом. Мата так много, что порой трудно понять, о чем же идет речь. Но разве только рабочие матерятся? Не будем далеко ходить за примерами. Почитаем книги, представленные на премию в этом году. Без мата не обходятся интеллигентка Юлия (Ю. Краковская, «Всё сложно»), музыканты (В. Козлов, «Lithium»), писатель и даже маленькая девочка (А. Снегирёв, «Призрачная дорога»). Ридош мог хотя бы индивидуализировать нецензурные выражения, подобрав для каждого персонажа свои. А лучше придумал бы экспрессивный язык, как это сделали Михаил Булгаков, Михаил Зощенко, Пантелеймон Романов, Николай Коляда.

Главное событие книги – аварийная остановка турбины. Но попробуйте представить, что это за производство! Вчитаемся в этот текст, углубимся в детали: «Подъезжали машины, автокраны, что-то выгружали, подключали, собирали. Кругом стояли и что-то обсуждали технологи и механики». Иностранный шпион не догадается, что они там производят.

Операторы должны были «крутить всевозможные пышущие жаром задвижки и вентиля, подниматься по лестницам, тянущимся вдоль огромных ёмкостей, внутри которых кипел в самом буквальном смысле процесс».

Если же Влад Ридош пытается конкретизировать процесс, описывает устройство этих задвижек, получается ещё хуже. И сколько бы Опарыш и Пельмень ни открывали и закрывали задвижки, сколько бы ни смазывали их солидолом, ничего не меняется. Читателю это зачем?

В рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности» девушка-практикантка, умело управляя маневровым паровозом, предотвращает катастрофу на железной дороге. В этом тексте много технических терминов, но они необходимы, не отвлекают, а усиливают напряжение, работают на сюжет и характер героини.

Есть ли в книге Влади Ридоша хоть какая-то полезная информация? Есть. Она в авторском напутствии. Влад Ридош с известной долей кокетства не советует читать книгу беременным женщинам, впечатлительным и романтически настроенным людям, а в заключение не советует читать ее вообще. Золотые слова.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу