Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

09.04.2019s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Василий Авченко

XX век представляет. Кадры и кадавры

Михаил Трофименков
XX век представляет. Кадры и кадавры

Другие книги автора

Упыри и ангелы

Книга Михаила Трофименкова «ХХ век представляет. Кадры и кадавры» вышла в издательстве Флюид FreeFly (импринт «Книжная полка Вадима Левенталя»).

Отличный нон-фикшн, прекрасное интеллектуальное чтение.

Учебник мировой истории ХХ века – но только неканонический, авторский. Того самого ХХ века, который, убеждает нас автор, отнюдь не завершился с формальным наступлением века XXI; лучший эпиграф к которому – третий закон термодинамики о приращении энтропии.

Книга плотно набита, даже перенасыщена фактами – попробуй-ка утрамбуй в один том весь ХХ век; не менее важно то, как автор эти факты компонует и интерпретирует, какой коллаж получается на выходе. Важнее фактов – авторская оптика, и она замечательно настроена; в итоге получается неповторимое блюдо, и дело тут не только в ингредиентах, но в рецептуре и поварских секретах.

Хотя и факты сами по себе порой удивительны. Кто ввёл в моду свастику в ХХ веке? Шведский лётчик-буддист Эрик фон Розен, начертав её 6 марта 1918 года на фюзеляже первого самолета финских ВВС…  Откуда взялось слово «спам»? От американской консервированной ветчины SPAM, поставлявшейся союзникам; часто консервы были сомнительного качества, что и породило современное значение слова «спам»: навязанная пакость.

Возвращаясь к авторской оптике, скажем: это далеко не розовые очки. Порой это монокль искусствоведа, порой – армейская стереотруба. Мировая история, лишний раз показывает книга Трофименкова, – кровавая, страшная, как и вся цивилизация («кадавры», оказывается, – это трупы). ХХ век – это искусство (автор, как мы знаем, – киновед) и война. Движущие силы мировой истории – цинизм и идеализм. Книга Трофименкова – хорошая прививка от «европейских ценностей», вернее, от экстатического им поклонения.

Кое-кто может увидеть в книге оправдание, допустим, Сталина или, скажем, красного террора… Ничего подобного – просто это взгляд даже не со стороны, а с какой-то орбитальной высоты, с которой все бесчинства обитателей планеты кажутся равноценными, и Сталин тут представляется вовсе не уникальным. И защитники, и противники СССР часто исходят именно из уникальности красного государства, которое для первых – небывалый прогресс, а для вторых – извращение «столбового пути» человечества. В планетарном контексте, взятом широкоугольной оптикой Трофименкова, видно: СССР – государство хотя своеобразное и оригинальное, но существовавшее вполне в русле мировой истории, плюс-минус. Нам часто не хватает именно способности увидеть этот широкий контекст, охватить взглядом весь горизонт – что сталинистам, что антисталинистам; микроскоп – прибор тоже хороший, но не для всех случаев.

Читая книгу, опасался привычного нашего евроцентризма: мы ведь в упор не видим, что происходит за пределами «Большой Европы» от Владивостока до Сан-Франциско, Африка или Китай для нас – другие планеты, да и не обнимешь же необъятное, в книгу не влезет; но нет, вот тебе – глава о Чан Кайши и Мао («коммунисте конфуцианской выделки») – отличный очерк, ничего подобного прежде не читал. «Текли буквально реки крови, сливаясь в величайший в ХХ веке багровый океан: ни один народ не пережил того, что пережил Китай», – справедливо пишет автор. Ещё: «Василий Аксёнов, вдохновившись примером Тайваня, сочинит «Остров Крым», утопию о «второй России», не поддавшейся большевикам и ставшей раем земным. Писатель не видел вокруг себя иных оттенков, кроме чёрного и белого. Точнее говоря, чёрный (конфуцианский, но фашизм) казался ему белым, а красный — чёрным. Но в жизни самого Чана было слишком много кроваво-красного цвета, чтобы он мог стать героем утопии». Историческое повествование дохлёстывает до современности, превращаясь в актуальную публицистику: «Не похоронено его (Чан Кайши – В. А.) главное детище — Всемирная антикоммунистическая лига (ВАЛ), «Чёрный Интернационал», созданный в 1966 году на Тайване для противодействия новой попытке мировой — национально-освободительной — революции путём слияния Антибольшевистского блока народов (АБН) и Антикоммунистической лиги народов Азии. Если Лига объединяла ультраправые диктатуры Тайваня, Южной Кореи и Южного Вьетнама, ныне сданные в архив, то с АБН дела обстоят гораздо интереснее. АБН зародился, как полагают, в ноябре 1943 года на конспиративной «конференции порабощенных народов» где-то в ровенских лесах, а окончательно оформился в апреле 1946 года в Мюнхене, в американской зоне оккупации. США оперативно взяли на попечение представителей «порабощённых народов» СССР, проще говоря, нацистов. Во главе АБН стоял Ярослав Стецько, номинальный глава эфемерного бандеровского правительства 1941 года, вдохновитель львовского погрома, глава ОУН после убийства Бандеры (1959). Руководители и активисты ВАЛ и её региональных структур — феерический паноптикум упырей, для которых даже президент Картер, заговоривший о «правах человека», был «предателем человечества». Бандеровцы, немецкие и прибалтийские эсэсовцы, железногвардейцы, усташи, нилашисты. Пиночет, Сомоса, Стресснер, вожаки-изуверы эскадронов смерти из Сальвадора и Гватемалы. Ну и по мелочи: ветераны ОАС, якудза, ливанские фалангисты. Проще говоря, штаб всемирного белого террора. С ВАЛ сотрудничали Далай-лама, Бен Ладен (через эманацию Лиги — Комитет за свободу Афганистана), полковник Оливер Норт — звезда скандала «Иран-контрас», сектант Мун. Сенатор Маккейн и Екатерина Чумаченко — жена и, как считается, «мотор» карьеры Виктора Ющенко. Правда, с июля 1990-го ВАЛ именуется Всемирной лигой за свободу и демократию — в России её бюро возглавлял Гавриил Попов, а XXVI конгресс прошел в августе 1994 года в Москве. Бог весть, понравилось ли такое переименование самому Чану».

А вот и о Корейской войне: «За первые полтора года ВВС США сбросили 100 тыс. тонн фугасных бомб и 15 млн галлонов напалма, уничтожив всю инфраструктуру. Север, от заводов до театров, укрылся в подземных убежищах. Память об этом объясняет желание Севера обзавестись атомным оружием, страховкой от повторения кошмара, и доктрину опоры на собственные силы, восходящую к древней философии чучхе».

Про Венгрию-1956: «Мятеж в Венгрии… казался им освободительной революцией. Но советская пропаганда не лгала, называя его натуральным фашистским путчем. «Герои Будапешта» вешали за ноги и сжигали коммунистов, резали автоматными очередями в упор безоружных 18-летних призывников».

Про Афганистан: «Советская армия вошла в Афганистан, приняв первый бой с воинствующим исламом, чего мир не понял и не оценил».

Текст похож на киноленту: камера то летит, проскакивая целые континенты и годы, то замедляется, выхватывая крупным планом лицо очередного упыря или мученика, и фокусируется на его судьбе на несколько минут.

Книга очень свободная, отрезвляющая, способная избавить от многих иллюзий и благоглупостей, которые у нас почему-то нередко считаются общепринятыми истинами.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу