Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

09.04.2019s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Lithium

Владимир Козлов
Lithium

Другие книги автора

Второе письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга! Я сегодня вспоминал, как шесть лет назад Виктор Леонидович Топоров и Вадим Левенталь впервые позвали меня поработать в Большом жюри «Национального бестселлера». Что там говорить, я переживал, страдал, боялся, а вдруг ничего не получится, и я подведу уважаемых людей. Я с трепетом стал читать первый же номинированный на премию текст, который свалился мне в почту. И тут же сел писать рецензию. Писал я ее тогда целый день. Вычеркивал, стирал, начинал снова. Весь искурился и обпился кофе. Писал и стирал, писал и стирал. Ничего не получалось. Я не мог понять, что происходит.

Теперь-то я понимаю, что просто был еще новичком, не представлял (не мог себе представить), что в конкурс премии «Нацбест» попадают тексты, скажем так, разные. И свою первую рецензию я писал на произведение Владимира Козлова «1986». Это был ужасный опыт. Я читал текст, который мне не просто не нравился – меня воротило, штырило и колбасило. Это была какая-то запредельная, по моим представлениям, залипуха, текст о 1986 годе, где все было не так, все как я помнил (а я помнил 1986 год, как же!), где описывались небывалые ситуации, мотивировки героев были неочевидными, а совершаемые ими поступки странными. Я чуть с ума не сошел, пытаясь обнаружить в этом тексте хоть какие-то достоинства. Я их не обнаружил, и промучившись целый день с рецензией, решил, что самым честным будет сказать, что это просто очень плохой текст. И так и следует поступать впредь: если текст тебе не нравится, не надо смотреть, кто его номинировал, в каком издательстве его напечатали, надо просто сказать – он плох.

И что же вы думаете, Оля? Прошло шесть лет, я открываю список номинированных текстов, и вижу – Владимир Козлов, “Lithium”. Ага, думаю, здравствуй, старый знакомый. Взялся читать. И через десять страниц понял, что за шесть лет много воды утекло, но одно осталось неизменным: писатель Владимир Козлов так и не научился писать.

Хотя вроде бы тема нового романа мне не чужая – про самодеятельные рок-группы 90-х в маленьком городе, про закулисную жизнь провинциальной рок-тусовки. Lihium, давшая название роману – это и название группы, в которой «рубится» главный герой, и к тому же это еще название песни группы «Нирвана», самая любимая их песня у меня.

Однако что мы получаем на выходе? Есть два главных героя, Влад и Оля. Оба представляют собой набор ходячих штампов, которые уже миллион раз описывались в книгах «о жизни рок-музыкантов», показывались в фильмах, наблюдались непосредственно. Музыканты пьют, на концертах вспыхивают драки, у музыкантов случается секс с их подружками, после секса они могут взять гитару и бренчать на ней, не обращая внимания на то, что партнерша собирается и уходит…боже мой, да там вся книга состоит из таких штампов. Ну хоть бы что-нибудь, ну хоть какой-то необычный штрих, словечко, история. Нет, нет и нет. Какие-то казенные, суконные, картонные герои перемещаются по страницам произведения, произносят такие же стертые от многократного употребления слова… Совершенно непонятно, что заставляло юношеские сердца в середине 90-х замирать от той музыки, почему в каждом городе тогда существовали десятки рок-групп и собственная рок-сцена со своими героями и мучениками? Ради чего было это все? Не ради же ящика пива, который в качестве гонорара выкатывают группе Lithium в романе Владимира Козлова?

Я уже не говорю, что Козлов простодушно лажает уже в самой первой фразе – «группа рубила грандж». Никогда никто не говорил и не писал «грандж», везде и всюду (даже в википедии) – «гранж». Я уже не говорю про мелкие досадные ляпы, у кого их не случается. Не говорю о том, что вообще-то это почтенная традиция «Нацбеста», когда каждый год в конкурсе появляется какая-нибудь книжка «о музыке» - мемуары организатора подпольных концертов или биография Сергея Курехина. В этом году не повезло: «про музыку» у нас роман Lithium – плохо придуманный, банальный, косноязычный, сплошные общие места. Не читайте его, Оля. Всего вам хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу