Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

аккредитоваться

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Сергей Беляков

Lithium

Владимир Козлов
Lithium

Другие книги автора

Записки постороннего

Что это вас на эпитеты потянуло? <…> Мы, сыщики, должны выражаться существительными и глаголами: он встретился, она сказала, он передал.
«17 мгновений весны»

Владимир Козлов очень любит глаголы. Конечно, в его книге встречаются и другие части речи, но глаголам он отдает явное предпочтение. «Люди за столиками жрали и бухали». «Оля и Влад сидели на подоконнике и курили. Он потушил сигарету о край банки, бросил в нее бычок, спрыгнул с подоконника, натянул джинсы, вышел. Я сделала последнюю затяжку, тоже потушила сигарету и бросила в банку». «Шумер допил пиво, оторвал этикетку. Скомкал, покрутил в пальцах, бросил в бутылку». «Мы прыгали у сцены, целовались и снова прыгали».

Эта проза, перенасыщенная глаголами, информативна и даже динамична, но она лишена красок и объёмности. «Литиум» – не роман, не повесть. Он более всего похож на хронику, бесстрастную хронику событий. Она охватывает полтора года: с весны 1995-го до осени 1996-го. В книге много примет середины девяностых: рэкет, заказные убийства, наркоторговля в рок-клубах, политические партии, которых уже нет. Но все это лишь едва очерченный фон. Герои книги – рок-музыканты. Текст пестрит названиями групп: «Аквариум», «Гражданская оборона», «Кино», «Алиса». Известными именами исполнителей: Виктор Цой, Егор Летов, Константин Кинчев, Жанна Агузарова. Но перечислением все и ограничивается. Для Влада, Саши, Андрея, Ромы и других героев книги эта музыка уже устарела. Они хотят исполнять своё. Но что это за музыка? По словам Саши, «офигенная». Верится с трудом. Название группы «Литиум» (серебристо-белый металл) не объясняется и не обыгрывается. Тексты, написанные для группы Владом, претенциозны, но банальны.  На мой взгляд, случайное, механическое соединение слов и фраз. «Волны и волки, планы и панамы». «Кусок жизни, кусок грусти, кусок проводов, сомнений и улиц». «Неуступчивое, неуязвимое, незлобное и даже ласковое, готовое разорваться от переполненности…». «Катится трамвай по рельсам, скользко и механично, громко и уверенно. Сижу в трамвае. Гляжу в окно. Гляжу на поля, на озеро. Гляжу на небо».

Впечатление от музыки автору передать не удалось. Владимир Козлов, мне кажется, лишен дара что-либо изображать словами. Читая его текст, невозможно представить хоть какой-то уголок Петербурга или Москвы, где происходит действие. Даже внешность героев не представить. Когда-то детские журналы предлагали сравнить одинаковые на первый взгляд картинки и найти десять отличий. Влад, Рома, Саша, Андрей. Попробуйте найти не десять. А хотя бы два-три отличия. Не получится. С речью героев и того хуже. Матерятся все: продюсер Иннокентий, бандит Сиплый, филолог Оля, старый поэт Виталя и молодой поэт Ковалевский… Из общей массы автор все-таки выделяет Влада и Олю. Влад из Луги. Работал дворником, один семестр проучился на философском, организовал группу «Литиум». Оля окончила школу с золотой медалью и филфак университета с красным дипломом. Невозможно поверить. Никаких следов культуры, матерится, часто пускает в ход кулаки, причем всегда результативно. Этим героям автор доверил рассказ о событиях. Текст представляет собой чередование коротких глав: «Оля», «Влад» и снова «Оля». Поскольку речь их практически не различается, чередование голосов не вносит разнообразия, не оживляет текста. Он кажется однообразным, не увлекает, хотя событий много: драки, облавы, скандалы, четверо убитых. Дело в том, что автор злоупотребляет одним ракурсом изображения: взгляд случайного человека, равнодушно проходящего мимо. Бандиты с подругами заглянули в рок-клуб и вышли. Влад увидел в приоткрытую дверь, как Рита и Димыч мастерят взрывное устройство, мысленно назвал их придурками и пошел дальше. Хозяин квартиры заглянул в комнату Оли и Влада и ушел на кухню. Да и сам автор кажется таким посторонним. Нет интереса к теме. Нет симпатии к героям. Добравшись до конца истории, равнодушно закрываю книгу.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу