Смотреть трансляцию

Ольга Погодина-Кузмина

Кан-Кун

Александр Бренер
Кан-Кун

Другие книги автора

Александр Бренер "Кан-Кун"

Меня как-то совсем не трогали книги Александра Бренера, включая представленную в одном из предыдущих сезонов Нацбеста «Ка, или Тайные, но истинные истории искусства» — сборник эссе о великих художниках, больше напоминающий выдержки из энциклопедии, слегка приправленные необязательными рассуждениями автора. Да и современное искусство я, признаться, недолюбливаю. В первую очередь за агрессивное отрицание таких понятий как ремесло и мастерство.

Пракситель и Фидий, Микеланджело и Дюрер, неизвестные резчики древние гемм и строители античных храмов стали великими именно потому, что могли облечь мысль и образ в совершенную материальную форму. Они много и тяжело трудились, чтобы овладеть ремеслом обработки камня, смешивания красок, изготовления гравюр. Если бы человечество с начала своей истории пошло по пути  презрения к ремеслам, а в качестве искусства предъявляло бы лишь абстрактные духовные откровения, человек возможно так и не вышел бы из пещеры.

Вернуться обратно в пещеру совместного первозданного бытия — мечта отдельной (по счастью небольшой) части человечества, к которой принадлежит и «как бы художник» Александр Бренер. 

Автобиографический роман «Кан-Кун» описывает путешествие авторского героя с его подругой жизни Барбарой по европейским сквотам, в которых живет интернациональная богема со всех концов мира, а также бродяги, проходимцы, преступники и прочая «несистемная оппозиция», не принимающая правил игры современной буржуазной демократии.

«Выясняется, что нищие и бездомные — вовсе не подонки общества и даже не просто «бедные люди», а вестники, нарочные, курьеры. Они открывают нам мир, в котором все ложные человеческие ценности отпадают и вместо них остаётся прямая телесная и чувственная связь с материей, с элементами, с жизнью. Смычка существа с бытием делается пугающе непосредственной, голой и самоочевидной, как сцепление ребёнка и матери через пуповину. Спайка с миром осуществляется через ощупывание (а не обмен), через голос (а не язык), через использование (а не собственность). При этом радость и боль неизбежно совпадают, как в экстазах Достоевского или Лоуренса».

Правда, есть одна важная подробность – современная пещера-сквот, проживание в которой может вернуть человека в первозданное состояние, непременно должна быть оснащена благами современной цивилизации — электричеством, канализацией и водоснабжением. Новые Дафнис и Хлоя не строят этот дом, а отнимают у законных владельцев. Герои книги осознанно, перманентно, ценой различных усилий стремятся избегать любого труда, который им представляется насилием над их свободой и природой. Говоря без экивоков, они паразитируют на теле пресыщенного города, готового делиться своими излишками.

Здесь можно наблюдать некий моральный парадокс. Обличая паразитизм буржуазных страт и отрицая любые обязанности перед обществом, описывая общественные структуры как аппарат насилия, художники-анархисты пользуются плодами труда простых людей точно так же, как ненавидимые ими богатеи. Они находят все новые способы жить за чужой счет — это и воровство в магазинах, и мутные делишки с наркотиками, и просто использование домашнего труда таких же как они бедолаг. Не случайно автору книги часто напоминают, что он не вносит никакого вклада в дело общего выживания, не может даже порезать хлеб к приготовленному другими обеду. Не случайно он признается, что впервые в жизни научился выжимать тряпку, когда его заставили помыть пол в сквоте агрессивные соседи-наркоторговцы.

Впрочем, каждый выбирает свой путь. Можно принимать или не принимать философию творческих бродяг, но узнать историю их бегства от современных систем общественного контроля весьма любопытно.

Эта философия не отличается особой оригинальностью, но высказана искренне и убедительно. Книга легко читается, в ней есть юмор и поэзия. Вряд ли эта повесть станет национальным бестселлером, но изменить ракурс взгляда на интернациональный  глобальный мир может вполне.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу