Смотреть трансляцию

Денис Епифанцев

Не кормите и не трогайте пеликанов

Андрей Аствацатуров
Не кормите и не трогайте пеликанов

Другие книги автора

Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов»

«Не кормите и не трогайте пеликанов» нужно трактовать так: не покупайте и не читайте эту книгу.

Аннотация на обложке обещает «Городской невротик, преподаватель литературы, не слишком удачливый в любви […] приезжает в Лондон, где его втягивают в комичную детективную интригу». Все так. Только первые пятьдесят страниц. Девушка (девушка? она там все время возвращается после очередной пластической операции) Катя звонит герою, вытаскивает его в Лондон, где, как выясняется, ее кто-то преследует. Они немного убегают, немного скрываются, много занимаются сексом.

Потом герою надоедает режим пассивной агрессии в котором у них происходит общение (вообще все диалоги написаны исключительно в таком формате, читать это надоедает еще раньше, и ты все удивляешься выносливости парня. Объяснить, почему он так долго терпит эти глупость и хамство можно либо тем, что Катя очень красивая девушка – собственно он все время описывает ее в каких-то одних и тех же терминах: груди, губы, ноги; либо тем, что у героя очень большие проблемы с сексом и она единственная согласная разделить с ним эту ношу. Иначе никак.) и он уезжает обратно в Ленинград.

Все. Комичная детективная интрига кончилась.

По дороге из Лондона в Ленинград с героем происходит небольшое приключение (страниц на 20)  – его берут за перевоз наркотиков, но потом оказывается, что это не наркотики, а действительно свечи от геммороя (вот умора, а?) – поэтому он отправляется дальше. Катя будет иногда возникать в телефонных разговорах все с той же манерой общаться, а случай с наркотиками никак не повлияет ни на героя, ни на сюжет.

Потом у героя нет работы и он ноет, а потом он устраивается на работу в институт преподавать литературу и тут начинается самая долгая и унылая часть: 150 страниц баек, интриг на кафедре, скучных воспоминаний, всего этого мелкого, жалкого, пошлейшего адюльтера – этот со студенткой, а тот с аспиранткой, кто кому что сказал, кто на кого как посмотрел, какие-то люди, которые возникают низачем, занимают пять-шесть страниц и пропадают в никуда: тяжелое, стылое и ни разу не смешное.

Наверно, это я предполагаю, все эти люди существуют в реальности и автор как бы пользуясь возможностью раздает каждому своего «сановитого, жирного Быка Маллигана». Отлично, но, во-первых, я никого из этих людей не знаю – напишите рукопись и распространяйте на кафедре, а, во-вторых, ну не стопятьдесят страниц же. Ну камон.

То есть, штука в том, что такие тексты про жизнь филологической кафедры петербургского (или любого другого, в Петербурге как-то по-интеллектуальнее получается со ссылками на Элиота там, блумсберийцев) университета более-менее появляются каждый год. Плох тот филолог, кто не мечтает написать книгу. Но если лет десять назад читать такие вещи было интересно, то сегодня от всего этого проекта пахнет плесенью и затхлостью, как из ящика с гнилой картошкой, который все эти десять лет не открывали.

(Герой сидит на конференции, и ему передают записку, что мол его ищет какой-то профессор из Калифорнии. Герой выпрямляется и вдруг замечает, какие все люди вокруг него говно.)

И конечно больше всего раздражает вот это желание все-таки несмотря на то, что текст не складывается, насильно выстроить внутренние связи. Тут упомянуть автора, там дать его цитату. Закончить кусок одними словами и с них же начать следующую главу. Да, господи! Как будто ты ешь невкусную, холодную, столовскую кашу, в которую не вложили ни грана старания и вдруг обнаруживаешь под слоем каши железную сетку. Ну, охренеть. Теперь текст получился.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу