Смотреть трансляцию

Анна Жучкова

Чистый кайф

Андрей Геласимов
Чистый кайф

Другие книги автора

Андрей Геласимов «Чистый кайф»

Что ж, Андрей Геласимов написал свою лучшую книгу. Историю рэпера Бустера, объединившую энергию Басты к жизни и стремление Геласимова к славе на волне рэперского кача.

В первой части глазами героев-гопников мы видим бандитские 90-е в российском захолустье. Спортивный костюм «Адидас» здесь haute couture, доза равна жизни сестры, продажа толченой побелки лохам – бизнес, а негритянская музыка и широкие штаны – вызов мирозданию. Повесив на стену постер с черными музыкантами, герои начинают ощущать себя избранными. Гонят музлон на дискачах и этим оправдывают всё. Первая часть «Чистого кайфа» могла бы называться «кайф грязный», потому что такого средоточия дикости и предательств, описанных с позиции «а чо такова?» я давно не встречала. Это было авторской задачей – показать, как наркотики меняют человека. Но после этого я стала с опасением относиться к Басте. Да, наркоманское сознание, да, трэш и угар, но вот это нечеловечески спокойное принятие обстоятельств, которые сам же и породил: тюремный срок отчиму за воровство препаратов, украденных подружкой, продажа той же подружки за дозу, гниение беспомощного раненого на хате, срыв обещаний и договоров, потому что так получилось. Дал бандит деньги для передачи матери – возьмем себе. Оставили нычку на хранение – попользуемся. А после: «невиноватая я, он сам пришел». Возникает устойчивая ассоциация с «Исповедью» Руссо, сентиментальная оправдательность которой достается лишь одному герою – самому Руссо. Украл в детстве ленточку – побили. Себя жалко, крестьяне – злодеи. А факт, что вообще-то была кража, – не в фокусе. Страдал в старости от болезни мочевыводящих путей – и подробно описывал пять катетеров в день. А пятеро детей, сданных в воспитательный дом, не в фокусе.

Однако после этой книги я стала лучше относиться к Андрею Геласимову. Ведь не про Басту как такового он пишет. Писатель пишет всегда про себя. И в этом романе возвращается к восторгу, отчаянию и честной злости своей лучшей повести «Жажда». Герой «Чистого кайфа» так же выходит один на один против мира, считая свой путь и свою музыку важнее чьих-то там триггеров, рвется к победе и славе любой ценой, потому что победа и слава воспринимаются им как высшая точка жизни. Лишь там, на вершине, в эпицентре человечьей любви он станет собой. Довоплощенным. Единым с другими. Это стремление индивидуалиста к общности, отделённости – к совместности. Потому и зашла Геласимову тема рэпа -  дело в потоке, в каче, который магнетическим образом объединяет людей: «Я смотрю на море их рук, на океан огоньков, на поющих людей и понимаю, что мы одно целое».

Во второй части книги герой лечится от наркозависимости и живет при монастыре, где проходит душевное трудничество: учится заново чувствовать себя и жизнь. Наркотики выжигают не только волю, но и чувства, желание жить в человеческом мире. И хотя в этой части отчётливо проявилась привычка Геласимова выезжать на попсе и миксовать сюжеты (лесковский мужик, девушка из к/ф «Остров», шукшинский чудик-виртуоз и прочее), автору веришь. Не чувствам, они как раз рисованы (что соответствует состоянию героя), а реальности постнаркоманского существования, которое никогда не будет таким, как прежде, а всегда будет постнаркоманским. «Умный доктор Наташа» предлагает парню привязывать руку за спину и пробовать жить так, духовную ущербность переводя в физическую, чтобы научиться существовать с ощущением недостачи, потери. Сильную аддикцию нельзя преодолеть и забыть, в этом месте дыра навсегда, но можно научиться жить с этой дырой, не позволяя себе в нее провалиться.

В этом и есть конфликт книги – провалится или нет рэпер, теперь мировая  знаменитость, в дыру. Жизнь подталкивает его ширнуться. Но он держится. Сначала кажется, что на силе характера, но, узнавая его прошлое, мы понимаем: не менее сильно держат близкие люди. Мать, трясущимися руками вколовшая дозу, чтобы сын не умер и тогда же узнавшая, что он наркоман; отец – непрощенный, но предлагающий поддержку; городская штучка Юля, оставшаяся ради него в северной деревне и ставшая впоследствии женой. Каждый такой поступок близкого человека – не оттолкнувшего, а принявшего – становится поворотной точкой в судьбе героя. Ради матери он отправляется в лечебницу. Принимая отца, заново входит в мир. Любовь Юли возвращает его к музыке.

Хотя финал у Геласимова приторно сентиментальный, полный голливудщины и штампов,  книгу в целом это не портит.  Она и не претендует на интеллектуальную сложность, а, как рэперский трек, держится на энергии убеждения, что от жесткача можно прийти к гармонии, от наркотиков к музыке, от одиночества к общности. В общем, от грязного кайфа к чистому: «все сами поют свою песню. Потому что она всегда была у них. Просто им надо было собраться всем вместе и понять это».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу