Аглая Топорова

Рюрик

Анна Козлова
Рюрик

Другие книги автора

Анна Козлова «Рюрик»

В нынешней русской литературе до обидного мало авторов, способных описывать внутреннюю жизнь – чувства, эмоции, мотивации, мысли и т.д. – современного человека, да еще и делать это увлекательно, остроумно, не подменяя (само)иронию неуклюжим комикованием, исповедальность инфантильным нарративом, экзистенциальную драму бухгалтерским перечислением издевательств и обид, разворачивающихся в ультрапомоечных декорациях.

Не знаю, почему так получилось – можно говорить и об ангажированности книжного рынка, постоянно заставляющего новую Зулейху хлопать глазами на пару с ох…шим от очередной великой прозы читателем; и о желании самих авторов побыстрее слепить из говна пулю, особенно с прицелом на сериальчик; и о множестве внелитературных факторов – вроде того, что в литераторы у нас теперь, как раньше в учителя, в основном идут те, кто не пригодился ни в какой другой отрасли человеческой деятельности… Скорее всего, дело в том, что хороших книг и хороших писателей в принципе не может быть много. Но Анна Козлова несомненно принадлежит к ним. О «Рюрике» я уже подробно писала на сайте «Горький» (https://gorky.media/reviews/ne-o-chem-plakat-no-i-smeyatsya-ne-nad-chem/). Здесь же мне хотелось бы поговорить о феминистской составляющей и романа «Рюрик», и вообще текстов Козловой.

Дело в том, что несмотря на выдающиеся достижения в борьбе за равноправие полов, российские писательницы до сих пор продолжают понимать себя и своих героинь в «мужском», романтическом – вне зависимости от положительных или отрицательных качеств персонажей - дискурсе. «Ахматова пишет стихи так, как будто на нее глядит мужчина, а надо писать так, как будто на тебя смотрит Бог», - говорил Александр Блок о ранних стихах Анны Ахматовой. И за сто лет в вопросе женского литературного творчества мало что изменилось, даже выдающиеся протофеминистские писательницы Инга Петкевич и Людмила Петрушевская, описывая различные тяготы женской жизни, будто бы неизменно оправдываются перед читателем за право быть женщиной, думать и чувствовать как живая, а не выдуманная (напрашивается другое слово) писателями-мужчинами женщина. Козлова заходит гораздо дальше и продолжает уверенно двигаться в этом направлении. До Национального бестселлера (может, и не одного) она уже дошла, надеюсь, дойдет и до Нобелевской премии.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу