Смотреть трансляцию

Марина Кронидова

Рюрик

Анна Козлова
Рюрик

Другие книги автора

Анна Козлова «Рюрик»

Анна Козлова заматерела и гонит. В 2017-м я писала, что она повзрослела, и  я за нее спокойна. Предсказание сбылось, она таки получила Нацбест - чему я имела счастье способствовать - и вновь собралась проснуться знаменитой.

Прочитав «Рюрика», я аж выдохнула от напора страстей и эмоций. Пересказ сюжета может уложиться в один абзац, но фабула переусложнена. Тут тебе и детская психология, и сложные отношения между порочными взрослыми, и галлюцинации или духи, выступающие наравне с «реальными» персонажами,  чье прошлое и тайны мы узнаем из их емейлов или фэйсбука, ну, или из телефонных разговоров побочных персонажей и многочисленных флешбеков.   Но самое невыносимое и раздражающее -  это авторский голос «за кадром». Вещая от лица метафорической книжки, забытой в электричке, он свирепствует и нагоняет страху, как подъебывающийся хулиган из той же Мытищинский электрички, где стартует действие.

В прошлом романе «Ф20» книжка тоже фигурировала, но лишь скромно шелестела страницами на могилке любимого, блистая в свете луны цитатами о  смысле жизни. Тут тебе сладко не придётся, от психологических мук взвоешь, от физиологии, может, проблюешься, но и книжку не бросишь, нет, - упивается властью над доверчивым читателем Козлова. Глумится изощрено, со вкусом, прямо Чак Паланик отечественного розлива. 

«Я вас завлекла, протащила за собой тысячу километров, а теперь вы в лесном заказнике, и все идёт к тому, что вам придётся наблюдать за медленным умиранием юной девушки в антисанитарных условиях»

«Так засуньте же своё раздражение подальше и следуйте за мной по коридору памяти Марты», « здесь я рассказываю, а не она».

Итак, девочка Марта сбежала из интерната - искать маму, стопанула на шоссе крутого байкера на БМВ. Мужик, как выяснилось, купив в рассрочку байк, и сам вчера бежал, куда глаза глядят, от мамы и от девушки. Ну, ломанули вместе в Архангельск. Не доехали, сразу скажу.

Нет, это не «роуд муви». И не триллер, хотя, на первый взгляд, похоже: авторского харассмента здесь гораздо больше, чем саспенса.

Едва Лолитой скользнёт Марта в объятия Гумберта - байкера Михаила, купившего ей белые кроссовки, как сексуальная коллизия сворачивается. Нагадив Михаилу, девчонка разослала всякие смс-гадости его друзьям, а фото своей «киски» – его любовнице, и, оседлав БМВ, сбежала. Но далеко укатить не  удалось, в лесу чудо техники застряло в глине

И вот девица в тайге северной, заказник - 40 тысяч га, заблудилась. Без воды, еды, компаса, кругом болота. Мистический хозяин тайги (слюна капает с жёлтых клыков) преследует жертву, а с ним - его «дочурка» (прямо Синюшка  болотная из Бажова). Страшно, но почему-то неуловимо напоминает советский мультик Владимира Сутеева «Стрела улетает в сказку». И почему медведь Марту не задрал, не ясно. Всех задрал, а тут девочка, что ли, неудобоваримая оказалась. Возможно, то был медведь подсознания.

Ведь у девочки жизнь, ох, как непроста. И, чтобы разобраться с ее бэкграундом, лучше не придумаешь, чем отправить Марту в лес, дать помучиться, как следует, а тем временем автор посвятит нас во все  подробности  жизни светлого и умного ребёнка.

Что же мы выясним, пока девочка ковыляет по болотам в обнимку с галлюцинациями?

Вот, например, дети - Марта и ее сводный брат Яша - слушают «Хорст Вессель», прочие фашистские гимны и марши, и вдруг их торкает сомнительная стройность звуков, и что-то шевелится в душе. Ну, от Вагнера ещё можно ожидать какого-то эстетического озарения, чудовищная музыка способна воздействовать на неокрепшую психику, и детки бросаются читать «Майн Кампф» в подлиннике. Да, но здесь-то не читают, зиги не кидают, просто тащатся, отчего - хрен его знает. От этой музыки взбесится только еврейский папа мальчика, оно и понятно. Но зачем это надо было рассказывать, что добавило это знание, ровным счетом ничего, так, заявлена зачетная темка.

Мы и без того много чего имеем. Педагогическую запущенность. Невнимание эгоистичных родителей: вообще все взрослые в романе - скопище пороков. Секс с несовершеннолетней. Циничный, на взгляд Марты, отцовский прагматизм в отношениях с женщинами. Нимфоманию гиперактивной блогерши Кати - она из альтруизма спит с каждым встречным, а с первым клиентом ей удается даже свою страсть использовать во благо - создать блог о заковыристой своей сучьей доле. Только зоофилии нет, несмотря на присутствие таинственного Рюрика - попугая и злого демона девичьей души: лучше бы его придушили в детстве, но тогда бы сюжет развалился. А закручен сюжет так, что резьба слетает.

Густой текст насыщен метафорами, где-то удачными, а где-то ещё более запутывающими и без того непроходимую чащу сознания не только девочки, но и уже порядком замороченного читателя. А местами просто небрежен: «Ира озвучивала вещи понятные». Иногда с трудом отличаешь, где вещает автор, а где лирический герой. Слишком много эмоционального напряжения, с напором которого Козлова, автор чересчур темпераментный, но претендующий на тонкий психологизм, не справляется.

Кое-что осталось для меня загадкой:

непонятно, каким образом мама Михаила сумела извлечь - и из чьего, кстати, компьютера - документ, косвенно компрометирующий Марту. Марта ищет маму, которая вроде бы умерла в ее детстве - и никакого свидетельства о смерти, ни фото. Но ушлому Яше, лондонскому реперу на каникулах в Москве, удаётся взломать комп папы Марты и найти его переписку с мамой.

Внимание: переписка хранилась в компе 15 лет! Зачем, спрашивается, и для чего папа это все хранил: преподнести Марте на совершеннолетие? Маму шантажировать, так она давно померла. Из любви к архивам, он же известный юрист? Да, нет, автору это нужно, чтобы представить покойную наглой дурой и шантажисткой. То есть ещё одной  взрослой сволочью.

А цветочек Марта, взращённый заботливым папочкой и его молодой любовницей, нянькой по совместительству, так ли невинен, бел и пушист, чтобы мы обрыдались над злоключениями бедной девочки.   

На читателя обрушивается столько тайн Мартиной семьи, что в ушах звон, да ещё добавлены врезки из фэйсбука - реакция сетевых на ее судьбу. Это, очевидно, авторский сарказм: как просто  манипулировать сознанием тупых идиотов. 

Кто бы говорил. Козлова - сама агрессивный манипулятор, ловец душ человеческих, психолог, понимаешь.

Выжав все силы из героини, а заодно и читательское терпение, автор внезапно дарит нам скомканный и слащавый хэппи-энд. Пусть непонятно, в чем же мораль, помимо того, что взрослые - всегда гады, ребенок - трудная загадка, а воз проблем и ныне там, несмотря на все испытания и душевные терзания. Зато автор всласть повеселился и читателя всласть помучил. 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу