Смотреть трансляцию

Ольга Чумичева

Рюрик

Анна Козлова
Рюрик

Другие книги автора

Анна Козлова «Рюрик»

Энергичная книга о побеге и странствиях девушки-подростка, покинувшей частную школу-интернат налегке и отправившейся автостопом и пешком из Мытищ на розыски неведомой матери, якобы когда-то проживавшей в Архангельске, привлекает внимание. С одной стороны, популярный жанр young adult о столкновении подростка с жестоким миром взрослых и проблемах взросления. С другой, еще одна книга в рамках традиционного для кино и литературной индустрии последнего десятилетия жанра истории-триллера с элементами мистики, домашнего насилия/неблагополучия, опасностями, безрадостным сексом, – вариант бесконечной череды переводных и отечественных книг «Девушка в…» (каюте, лабиринте, одна в море, в тумане…), «Девушка и…» (зверь, маньяк, много маньяков…). Этот рецепт неплохо работает для массовой аудитории, почти всегда позволяет создать книжку на вечер для усталого читателя – чаще читательницы, желающей забыться от будничных хлопот и назавтра забыть и содержание. Роль зверя в повести Анны Козловой удачно исполняет попугай Рюрик (он же немного маньяк, немного жертва). Люди практически все – кроме деятельной журналистки Кати Беляевой (она на светлой стороне, говорящее имя?) и честного полицейского – унылые, серые, невротичные, злые, ничтожные, равнодушные и противные (нормально для young adult, подростку таким мир часто и кажется).

Автор с самого начала задает тон повествования: и электрички обоссанные и заплеванные, и заборы кругом, и школа гадость, и мир барахло. Рамочный посыл «удачно» завершается финальной благодарностью городу Берлину, в котором автору было хорошо. Поскольку в повествовании Берлин никакой роли не играет, внезапное признание в любви, буквально вырастающее из чахлого и неубедительного хэппи-энда (к нему еще вернемся), поражает несвежестью соцсетей, где хороший тон обругать своё и восхвалить чужое, противопоставить «немытую Россию» светлому «где-то там». Чтобы резче ощутил читатель свою избранность, приподнятость над всем плохим, ибо сам он, конечно, тонкий и изящный. Это противопоставление рассказчика/читателя противным персонажам и отвратительной среде обитания усиливается интонацией некоего нарочитого отстранения – подмигивания автора (ну, мы-то с вами понимаем… а если вы ждете от меня-рассказчика, то я не дам ожидаемого, потому что обращаюсь к некоему особенному, понимающему собеседнику…), сильно напоминающие риторические приемы Николая Гаврилыча Чернышевского. Прием известный и унылый, потому что всегда по-ремесленному скрепляет разваливающиеся куски нарратива, и это, увы, сильно бросается в глаза при чтении «Рюрика».

Нарратив есть – вот девушка сбежала, вот присоединилась к мужчине на мотоцикле (ну, байкером его не назвать, хотя он пытается выглядеть), вот бессмысленный секс, вот ссора… девушка успешно подставляет спутника, который ей, по большому счету, ничего плохого не сделал и ничем не обязан (но подростку обязаны все)… вот девушка решает пойти дальше пешком через лес… собственно, всё. Действия другого нет. Небогато!

Хилый и весьма банальный сюжет подпирают несколько дополнительных опор.

Первая: психологический надрыв. И мамы девочка не знала, и папа женился на злой мачехе. И роман у девочки неудачно пошел и сошел на нет. И с сестрой маленькой от нового папиного брака… ладно, обойдемся без спойлеров, но ничего хорошего с этой сестрой, иначе надрыв был бы слабым. И сложные отношения с птицей – которые должны оттенить равнодушие и жестокость мира к бедняжке. Которая, вообще-то ни разу не бедняжка, а здоровая, эгоцентричная, балованная девица с претензиями ко всем. Собственно, и попугай Рюрик оказывается весьма злобной тварью – вероятно, воплощая в себе темное начало девичьей души. Очень, очень жирно и надсадно всё это, очень банально и предсказуемо. Плюс неприятная соседка по школе, которая пиарится на побеге и дрянь такая обиделась, что героиня украла у нее сарафан (подумаешь, жалко ей!). Плюс сочувствующая журналистка. Плюс «ищут пожарные, ищет милиция». Всё, как надо, всё невыносимо скучно.

Вторая опора: немного мистики – в тёмном-тёмном лесу… В целом, мистика невнятная. На полноценный триллер не тянет.

Ну, вот и всё. Сюжет как-то ползет к финалу, в итоге невнятный хэппи-энд, в котором героиня прогуливается по городу со смузи, а нехороший отец видит ее через витрину кафе, но не успевает догнать. Так ему и надо! Но непонятно, ни на какие деньги девушка так легко живет (вероятно, на папины), ни с чего вдруг отец весь потерянный (трагедии случились раньше, и ничто в романе не предвещало существование у него чувств, так что этот финальный жест – такой в плохом смысле «киношный» и неубедительный). Короче, никто не умер (ну, в бэк-флэшах есть два маленьких трупика, но их не особо жалко), ничего не произошло, можно убрать книжку «Рюрик» и забыть навсегда.

Особо забавно выглядят анахронизмы и отсутствие проработки места-времени. Заявлен 2000 год действия, но героиня посылает онлайн номер карты Сбербанка – в 2000 году?! Сезон определить невозможно – в тексте речь идет о выпускных экзаменах (весна?), а в северном лесу зреют ягоды конца лета-начала осени… Отец и мачеха знакомятся в середине лета 2011 года, а в январе 2012 у них рождается вполне доношенная дочь («Джонни, я хочу бэби… я хочу монтаж»). Герои на мотоцикле от Мытищ целый день едут до Переславля-Залесского, а потом за день доезжают до Вельска… Можно счесть это придирками, но все такие детали разрушают ощущение достоверности, которое время от времени в эпизодах возникает.

Но главное – так и остается непонятной сама героиня. Что она из себя представляет, помимо подросткового пафоса? Изменилась она за время своих скитаний по дороге и лесу или нет? (ощущение, что нет, была никакая, осталась никакая).

В общем, книгу на ночь в полузабытьи прочитать можно – текст гладкий, на нем не спотыкаешься, однако книга совершенно необязательная и ни о чем.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу