Смотреть трансляцию

Ольга Чумичева

Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815-2018

Артемий Троицкий
Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815-2018

Другие книги автора

Артемий Троицкий «Субкультура»

Сразу соглашусь с Леонидом Парфёновым: Артемий Троицкий был для нас всегда! (хотя: как ему это удалось – загадка) И потому его взгляд на мир неформальных движений и «субкультур» особенно интересен и важен. Кто, если не он может рассказать об этом?

Размах – от 1815 года до 2016 – вызывает боязливый и восхищенный вздох.

Конечно, как историк, я могу забраться на табуретку и начать занудствовать, что славянофилов можно рассматривать в другом контексте, а про комсомольцах и беспризорников рассказать иначе – но велкам! Кто хочет – пусть напишет или пойдет и почитает другие хорошие и разные книги. Мне, как читателю, интересен именно авторский взгляд Артемия Троицкого на своеобразный феномен молодежной субкультуры именно в том смысле, как он применяет этот термин. И признаюсь – книга убедила меня в том, что такой ракурс и такие хронологические рамки совершенно оправданы.

Очень важно, что автор не скрывается, а прямо делится своим личным опытом, своими впечатлениями и активно участвует в повествовании. В этом есть нечто от современного антропологического подхода – как в классическом уже, хоть и недавно написанном исследовании Эдуардо Кона «Как мыслят леса»: мы не можем изучать и воспринимать человеческое микросообщество, далекое или близкое нам, не учитывая своей позиции наблюдателя, не рефлексируя по поводу собственных ощущений, предубеждений, симпатий и антипатий. Только через себя возможно рассказать о других. И в этом смысле книга Артемия Троицкого – блестящее и очень современное антропологическое произведение, блестяще написанное, яркое, тонкое и доводящее субъективный взгляд до высоты академического анализа.

Кто-то может сказать – нет, я вижу тот или иной период иначе. И отлично. Почему нет? Все мы видим мир по-разному. Но взгляд автора в данном случае интересен – и в силу погруженности в процесс, и в силу способности отстраниться от процесса, увидеть фрагменты в широком контексте культуры и времени.

Особая и важная часть книги – иллюстрации. Авторский подбор визуального материала, в том числе уникального, из личного архива, добавляет дополнительное измерение и помогает вспомнить и увидеть заново то, о чем знал, представить то, чего не видел раньше.

В этой книге есть легкость, глубина, свободное дыхание, есть увлеченность и радость. Поэтому читаешь на одном дыхании, а потом хочешь вернуться и перечитать те или иные части, по настроению. Отличная книга.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу