Смотреть трансляцию

Ольга Погодина-Кузмина

Земля случайных чисел

Татьяна Замировская
Земля случайных чисел

Другие книги автора

Игры разума

Только я собиралась посетовать, что в этом году в длинном списке не наблюдается научной фантастики, как вот тебе — сборник рассказов, отсылающий к Бредберри и Стругацким, но с поправкой на женскую тему в духе Джойс Кэрол Оутс.

Первый рассказ повествует о неком летчике, которого вытащили из горящей капсулы и тайком притащили к себе в подвал четыре сестры — рассказчица, Леля, Ниель и Катерина, обладающие некими колдовскими способностями.

«Чтобы вспомнил, пускали по нему ходить улитку без панциря три раза туда-сюда, делали пудинг памяти (прошлый раз мы делали такой для Катерининой бабушки, когда та начала путать наши имена, — все сработало, несмотря на то, что жир был не лосиный, а обычный коровий), вызывали прямо в подвале Заячью Королеву (три пустых скорлупки от перепелиных яиц, высушенная летним солнцем жаба, конфета «Гомельчанка», две игральные карты крестей, все переплести зеленой ниткой) — она взяла у него небольшое интервью и вроде бы даже добилась каких-то внятных ответов, но не отдала нам запись, так и ушла с диктофоном, раздавив скорлупки стальными копытами».

Все три сестры влюбляются в спасенного летчика, и в полудетский мир приходят взрослые страсти — ревность и соперничество.

«Когда мы спустились к нему все вчетвером, чтобы выяснить, кто из нас должен стать ему женой, летчик закрыл голову руками, как при артобстреле, и начал страшно кричать. Мы испугались, что услышат взрослые, и выбежали из подвала».

Приезжает жена летчика. Она каким-то чудесным образом догадалась, что спасенного скрывают в доме девочки и требует вернуть ей мужа.

В финале летчик покидает подвал и улетает, а сестры осознают, что это было последнее лето их детства.

Новелла вторая называется «Жемчужный сироп в оловянной чашке», в ней появляются знакомые географические указания — Барнаул, Иркутск — но события носят столь фантасмагорический характер, что читатель теряется в догадках. Возможно, эти Иркутск и Барнаул находятся на другой планете, или в другом измерении — своего рода двойники, фантастические города-побратимы земных населенных пунктов?

И только на середине рассказа мы понимаем, что перед нами никакая не научная фантастика. Речь идет о еще об одном важном рубеже человеческой жизни, и приключения Бабушки, главной героини рассказа — это развернутая метафора погружения в деменцию, оживший в ее сознании мир юности, детства, постепенное растворение собственного «я» на пути подготовки к самому главному путешествию.

«Бабушке объяснили, что она будет переживать различные важные ситуации из собственного прошлого, но сконструированы они будут так, что поступить правильным образом будет принципиально невозможно, — и чтобы принять правильное решение, необходимо попросить совета у родственника. А потом принять еще одно решение: следовать совету или нет. Правильное решение только одно, ошибаться нельзя, но все это не очень страшно— даже если сертификат не дадут, все равно впереди маячит какая-то жизнь, все можно поправить потом, когда будет Большой Суд, к тому же это тестовый режим, и, возможно, пару ошибок допустить можно».

«Сад для игры в волка» отсылает к жанру «игры в мафию», когда собравшиеся вместе незнакомые люди должны ежедневно приносить в жертву одного из участников.

«Как правило, во время игры в волка в первых раундах убивали каких-нибудь неприметных людей, быстро и облегченно соглашаясь друг с другом, — в случае несогласия умирал следующий по алфавиту, обязательно кто-то должен был умереть. Все пошли спать, а женщину увели медсестры ставить капельницу: убивали в игре гуманно, если, конечно, убивал не волк».

Важной привязкой фантастических сюжетов Замировской является семья, вполне традиционная — с родителями и детьми, бабушками и внуками, дядями, тетями и племянниками. Любовь, ревность, дружба, предательство упакованы в причудливые формы, но остаются главными свойствами человеческой природы, несмотря на мистическую или футурологическую обстановку действия.

Татьяне Замировской не откажешь в изобретательности, яркости образов, стилистическом изяществе. Это отличная книга для «своего читателя», выходящая далеко за рамки жанра.

Есть одно «но» - разгадав прием, которым пользуется автор, перестаешь испытывать эффект неожиданности и теряешь удовольствие от интриги. Но, возможно, тут виновато лично мое равнодушие к разного рода условным мирам, к абстрактынм «играм разума», от антиутопий до инопланетных хроник.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу