Смотреть трансляцию

Ольга Погодина-Кузмина

Пёс

Кирилл Рябов
Пёс

Другие книги автора

Кирилл Рябов «Пёс»

Молодой петербургский писатель Кирилл Рябов участвует в премиальном забеге «Нацбеста» в третий раз. Первый сборник рассказов «Сжигатель трупов» заставил говорить об авторе, вторая книга «Клей» включала просто отличную повесть с одноименным названием и имела все шансы войти в шорт-лист (что, как и в других премиях, часто определяется стечением обстоятельств). Новый сборник, изданный в серии «Книжная полка Вадима Левенталя», свидетельствует о новом этапе творческой зрелости Рябова, заставляет еще раз убедиться в его несомненном таланте.

Аскетичный и убедительный, без лишних виньеток и подпорок стиль; живые характеры; емкие диалоги — все устройство заглавной повести «Пес» подтверждает, что Рябов — умелый и дотошный повествователь. История логично движется от начала к финалу, и зашифрованная внутри метафора — так и не рассказанный анекдот про одноглазого, бесхвостого, трехлапого пса — нетривиальный прием смысловой отработки заглавия в сюжетной прозе.

Социально заостренная проза Рябова претендует на высказывание от лица поколения  — к слову сказать, в нынешнем длинном списке таких книг целая группа, включая романы Михаила Елизарова и Андрея Геласимова. И хотя даты рождения Рябова и Елизарова разделяет десятилетие (рэппер Баста, герой геласимовского «Чистого кайфа» - почти ровесник Рябова), все три автора как неизлечимую контузию переживают драму 90-х годов.

Герой повести «Пес» Алексей Бобровский в прямом смысле контужен на Чеченской войне. Внезапный обстрел, гибель товарищей, заваленные обломками дома трупы —  память о тех событиях превращает молодого мужчину в инертное, безвольное, нежизнеспособное существо на содержании у жены. Когда жена внезапно умирает, рушится и вся бытовая жизнь героя. У него нет денег, нет работы и профессии, нет собственного жилья. А главное — нет воли к жизни, и даже вспышка гнева, которая ближе к финалу заставляет Бобровского предпринять хоть сколько-нибудь активные действия по решению своих проблем — становится для героя самоубийственной.  

Если в повести «Клей» те же 90-е заставляли деградировать отца, главу прежде вполне благополучной семьи, но у читателя оставалась надежда на то, что сын не повторит тех же ошибок, то «Пес» лишает нас последних крупиц оптимизма. Создается впечатление, что трагедия распада страны и государственной системы тотально и бесповоротно обрушила несущие стены внутри мужчины как опоры общества и семьи. При этом «контуженными» оказались потенциально симпатичные ребята, зато выжила и преуспела всякая сволочь — отморозки-коллекторы, продажные адвокаты и менты, заправилы похоронного бизнеса. В схватке пса и волков предсказуемо побеждают последние.

Явственная рифма повести «Пес» и романа Елизарова «Земля» звучит в подробных описаниях кладбища, могилы, процесса погребения. Здесь брезжит ответ на какие-то важные экзистенциальные вопросы нашей сегодняшней жизни. Почему вместо созидания, строительства, отстаивания своих идеалов — в конце концов и с оружием в руках — крепкие молодые мужики взяли в руки лопаты и начали закапывать все то разумное, доброе и вечное, что составляет смысл человеческой жизни? Есть в этом самоубийственном стремлении какая-та одержимость, бесовщина, проникший в тело и мозг трупный яд.

В предисловии к повести «Пес» сказано: «Главный герой книги получит от жизни все удары, которые только можно получить: у него умирает жена, с этого его несчастья только начинаются... Впрочем, все это для того, чтобы, пройдя подводными норами мрачной иронии, вынырнуть к свету и надежде».

Скажу честно, никакого света и надежды в новой книге Кирилла Рябова мне углядеть не удалось — если, конечно, не считать обнадеживающим финалом нелепую смерть главного героя во время идиотского тренинга по саморазвитию.

«Митин, переступив через ноги покойника, вышел из подсобки. У главного входа под табличкой «No smoking» курил сержант из патрульно-постовой службы, пуская дым в ночное небо.

— Труповозка приехала? — спросил Митин.

— Неа, — ответил сержант. — Смотрите, какая луна сегодня. Прям хоть вой».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу