Смотреть трансляцию

Александр Снегирев

Пёс

Кирилл Рябов
Пёс

Другие книги автора

Кирилл Рябов «Пёс»

О сюжете писать не буду, сюжетов на свете не так уж и много, интереснее поразмышлять об устройстве книги и о её корнях.

Роман Кирилла Рябова напоминает мне сразу множество вещей. Здесь кое-что от нуара, точнее, от пост-нуара, на ум приходит «Макулатура» Черльза Буковски и фильм-комикс «Город грехов». Можно встретить едва уловимые нотки Мишеля Уэльбека. Присутствует выкопанный труп - вспоминается «Груз 200», а общий идиотизм происходящего относит к работам братьев Коэн.

Текст наполнен подлинными бытовыми деталями и аутентичными, замечательно придуманными сценами.

Неизвестный мужчина выскакивает из подъезда и начинает громить старенькую «девятку». На окрик соседа мужчина огрызается, что «девятка» принадлежит ему и он вправе делать с ней, что вздумается.

Отличное развитие темы Достоевского с измождённой лошадёнкой и разъярённым кучером.

Странная девушка нападает на главного героя, совершенно безобидного человека, и обвиняет его в том, что он её изнасиловал и якобы намеревается своё злодеяние повторить. Девушка оказывается безумной, герой едва уносит ноги. С одной стороны, яркая краска жизни в большом городе, с другой – острая пародия на современность.

Главный герой выпивает с коллегой-девушкой по случаю её дня рождения, та жалуется на бывшего и герою становится неловко за то, что он мужчина. Простая и, понятная и, одновременно, меткая деталь.

Бывший сослуживец героя, ветеран войны и мрачный деляга, вместо того, чтобы помочь деньгами или работой, советует чудодейственную гимнастику, помогающую «качать» энергию из космоса.

Стержнем, объединяющим всех этих диких и очень реальных персонажей, является измождённая проститутка Кристина. Своеобразный пилон, на котором вертится планета романа «Пёс». С Кристиной связан ряд ярких симптоматичных сцен, приведу здесь одну из них. Здесь Кристину навестил «покровитель», усталый от бесперспективности жизни, глупый и жестокий бывший омоновец Игнатьев.

«Он отвёл её в комнату, положил на кровать и взгромоздился сверху. Кристина не отвечала. Лежала, как мёртвая. Голова её слегка покачивалась. Она смотрела в одну точку. Игнатьеву было всё равно. Потом она вдруг заговорила.

— Я боюсь сойти с ума.

— Что? Что ты мелешь?

— Моя мать сошла с ума.

— Слушай, давай потом. Сожми лучше. Ты вся раз-

долбанная.

— Мне было двенадцать лет, — продолжала Кристина. — Мама родила братика. Потом братик умер в полгода. И мама свихнулась от горя. Она билась головой о стену. Била меня.

— Замолчи.

— Потом пошла на кладбище, выкопала тело и принесла домой. Это было ужасно.

— Заткнись, сука чокнутая!

— Её отправили в психушку. Меня в интернат. Отец нас бросил. Мне всё это снилось. И сейчас опять стало сниться. Я очень боюсь сойти с ума. Двух детей я сдала в детдом. Потом два аборта. Это какое-то проклятие.

Игнатьев заорал и спрыгнул с кровати. Стал бить кулаками в стены. Схватил Кристину за горло. Она не сопротивлялась. Смотрела на него пустыми глазами.

Он разжал пальцы.

— Ты меня боишься? — спросил Игнатьев.

Кристина отвернулась и обхватила голову руками.

— Я так устала. Ничего не хочу.»

В романе Рябова всё устали, ни у кого нет перспектив. Несчастные обитатели «Пса» натурально варятся в аду - в городе стоит жара, все потеют в своих тесных квартирах, вместо надежд  – безразличие, вместо страха – безразличие, безразличие заменяет здесь все чувства.

Уверен, найдутся многие, кто назовём роман Рябова чернухой. Удобное слово, чтобы отворачиваться от очевидного.

Не хочу этого знать, это чернуха.

Не показывайте мне это, это чернуха.

Уберите от меня подальше весь этот негатив и чернуху.

Это не чернуха, дорогие моих хорошие, это жизнь миллионов.

В процессе осмысления перечисленных выше влияний, которые прослеживаются в романе, я понял: дело не в том, что автор осознанно или неосознанно заимствует краски у коллег из литературы и кино, а в том, что его персонажи, персонажи романа «Пёс», смотрят фильмы, читают книги или косвенно получают информацию о фильмах и книгах. В этом романе наглядно показано, как культура формирует повседневность, как отголоски фильмов и книг мерцают в речи и поведении людей, от культуры предельно далёких. Как мы, сами того не желая, постоянно купаемся в море цитат, парафразов и аллюзий на искусство. И ради этого размышления роман «Пёс» тоже стоит прочесть.

А ещё, после прочтения мне стало жалко людей и стыдно за себя. Захотелось сделать что-то хорошее. Часто у вас такое после книг случается? И ради этого тоже прочтите.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу