Смотреть трансляцию

Митя Самойлов

Безбожный переулок

Марина Степнова
Безбожный переулок

Другие книги автора

Марина Степнова "Безбожный переулок"

Хочется сказать, что в основе романа лежит история – человек с трудным детством становится успешным врачом, женится на девушке с трудным детством, влюбляется в другую девушку, которая выпрыгивает из окна. Проще было бы так и сказать. Мол, вот, в основе романа лежит такая история. Но это не так. В основе романа «Безбожный переулок» лежит литературный текст – сложный, бисерный и увлекательный – который, упиваясь своим мастерством, создаёт Марина Степнова.

Сюжет здесь это такой скелет – необходимый, но не определяющий общего облика и сути. Главное здесь это то, как Степнова с удовольствием занимается литературой. Как она берёт выдуманного ей подростка, вычленяя, скажем, его поход в школьную библиотеку и строит на этом Вавилон мировой культуры, рассказывая про всех на свете художников, писателей, про то как молодой и несчастный – это обязательно, молодой всегда значит несчастный – организм на эту культуру отзывается. Или вот Степнова видит врача, директора клиники и скрупулёзно выводит из него всех медицинских администраторов, несчастных евреев и новых русских.

Роман Степновой хорош именно тем, что наследует космологической традиции русской литературы – видеть весь мир, глядя из одной точки, да, хоть бы и из Безбожного переулка.

Встреча девочки и маньяка, чтение девочкой раздела, посвящённого абортам в медицинской энциклопедии, отец, ежедневно кидающий к потолку пудовые гири, другой отец, работающий архивариусом, мать с острыми лопатками, дешёвые сигареты, дорогие сигареты всё это складывается в картину вывихнутого и очень знакомого, завораживающего мира. Конечно, безбожного.

Нельзя не заметить, что Степнова пишет больше чем нужно. Повторяет слова, акцентируя авторский стиль:

«Шустрик всегда был трусливый, толстый, услужливый. Слишком трусливый. Слишком толстый. Слишком услужливый».

И таких пассажей, которые могли бы быть вдвое короче в романе масса. Но, по всему-то выходит, что Степнова крупный автор, а, следовательно, изыски её оправданы. После предыдущего романа «Женщины Лазаря» Степнова сводилась к какой-то нелепой фразе о пельменях, который варясь в кастрюле, отдавали кипятку свою мясистую плоть. Теперь же Степнова это скорее череда блистательных и изобретательных эпизодов вроде:

«Цианиды уже связываются с трёхвалентным железом, намертво блокируя цитохромы, - смертельно красивая комбинация, когда ты ещё дышишь, но на самом деле, уже мёртв».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу