Смотреть трансляцию

Аглая Топорова

Уран

Ольга Погодина-Кузмина
Уран

Другие книги автора

Ольга Погодина-Кузмина «Уран»

Исторические романы – тренд последних лет. С одной стороны, за них удостаивают премий, они легко экранизируются, и в почти всегда вызывают интерес у самой широкой читательской аудитории. С другой – большинству авторов таких текстов кажется, что написать подобное произведение довольно просто: сюжет уже существует:  широко известный или наоборот новый для публики, достаточно только добавить персонажам человеческих черт, действию пару эротических (как правило, дешевых порнографических) сцен, понудеть о вечном величии или имманентной мерзости Отчизны и - дело в шляпе! – издатели охотно напишут на обложке «Сталин-Берия-Гулаг» или «Батька Махно смотрит в окно», в социальных сетях и социальных по гонорарам медиа поднимется хоть какого-то масштаба хайпишка… Ну и  так далее.

Беда в том, что собственно к литературным объектам подобные поделки имеют отношение лишь в том смысле, что изданы книжкой и продаются в отделе художественной прозы. Для полноценных романов им не хватает ни собственного сюжета, ни философии, ни героев, ни оригинального авторского взгляда – то есть всего того, что отличает «Уран» Ольги Погодиной-Кузминой от сотен наименований подобной литературно-исторической продукции.

В «Уране» Ольга Погодина-Кузмина разрабатывает именно тот тип повествования, который должен стать эталонным для  современного российского исторического романа: малоизвестный исторический эпизод (строительство секретного завода в Эстонии) на фоне значительнейшего события (смерть Сталина); оригинальный сюжет (готовящаяся диверсия на этом заводе), характерные, но не опереточные герои, каждый из которых наделен собственным голосом, звучащим то громче, то тише; сочетание житейской и высокой философии, деконструкция мифов – как исторических, так и бытовых. Несколькими годами раньше попытки задать такую планку российскому историческому роману предпринимали Захар Прилепин с «Обителью» и Леонид Юзефович» с «Зимней дорогой», однако, на мой взгляд, и тому и другому обласканному критикой и премиями произведению не хватило яркой интриги, которая обеспечила бы чисто читательскую привлекательность. «Уран» в этом смысле куда прогрессивнее – интересно следить не только за строительством коммунизма в отдельно взятом городке, но и за судьбами героев, и за мыслью автора. Отдельно хочется отметить и очень серьезный анализ жизни послевоенных советских женщин – их фантазий, мечтаний, трагической реальности, эмансипации и, одновременно, слабости мужчин. Эта сюжетная линия дает читателям большой простор для размышлений, а автору оставляет возможность написать продолжение «Урана» про жизни и приключения ребенка пятерых мужчин.  

В общем, в моем личном рейтинге «Уран» - один из лучших романов не только лонг-листа Национального бестселлера, но и вообще лучших книг года. И очень хотелось бы, чтобы на Нацбесте конкурировали тексты такого уровня, а не печальные истории из жизни выдуманных школьниц, неосознаваемые авторами лингвистические эксперименты, полупорнографическое фэнтези  и прочий книжный мусор, обильно представленный в нынешнем лонг-листе.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу