Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2020

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Аглая Топорова

Добыть Тарковского

Павел Селуков
Добыть Тарковского

Другие книги автора

Павел Селуков. «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы»

Автору «неинтеллигентных рассказов» явно не дает покоя успех «беспринцЫпных чтений» Александра Цыпкина. Только классом пониже – Цыпкин рассказывает свои байки с душой, в случае Селукова мы видим лишь несмешную имитацию с претензией на интеллектуальность. Претензия заложена уже в названии тут тебе и Тарковский, и «неинтеллигентные рассказы». С Тарковским понятно, а вот с «неинтеллигентными рассказами» разберемся поподробнее. Во-первых, рассказ – не человек и даже не зверушка, «интеллигентным» или «неинтеллигентным» он не может быть в принципе, это как интеллигентная кастрюля и неинтеллигентная водка. Но спишем это не на легкую неграмотность автора и его издателей, а на их остроумие и склонность к парадоксальному мышлению – если рассказы неинтеллигентные, то какие? Не гопницкие же. Правильно – интеллектуальные. И ведь правда автор показывает себя мощным интеллектуалом: он знает Курта Воннегута, рыцарей Круглого стола, Тристана и Изольду, Зигфрида и Брунгильду, Тарковского (Тарковских) он знает тоже, хотя и пытается убедить поклонников (читателей у авторов подобных письменных упражнений нет, у них бывают только поклонники) в том, что не знает.

Теперь собственно о рассказах. В сборнике «Добыть Тарковского» их много. Но все они какие-то одинаковые. Сначала автор незатейливо извиняется перед поклонниками в духе «сами мы не местные…», а дальше имитирует различные нарративы. То пытается изобразить детскую речь, то уголовную, то подростковую, то еще какую-нибудь. Получается плохо - сюськанья и/или матюгов для создания персонажей и картины мира явно недостаточно. Для этого нужно хоть как-то понимать собственных героев и по возможности не презирать их, а то поддельные нарративы в сочетании с незамысловатыми сюжетами – побег из дома на кладбище, свидание на последние деньги, бурный секс с зечкой, чудесное спасение от группового изнасилования, первый секс (особенно подчеркивается, что с кровью, как бифштекс в ресторанном меню) вместо соучастия в убийстве и т.д. – превращаются совсем уж в тошнотворный коктейль. Вот, например, рассказ «Квартира Виктора». Автор, наверное, думал, что пишет про человеческую бесприютность и невротичность, но запоминается из этого текста только «перенапряженная уздечка члена». Или «Шмоня» - попытка трогательного рассказа о любви сурового мужика к кошечке, но написанная так фальшиво, что даже кошечка не вызывает умиления.

Унылую эстрадность рассказам Павла Селукова придает и неизменно благополучный для главного героя и его близких финал: насильники повержены за секунду до изнасилования («Белая дверь»), модная девушка не посылает нищего кавалера куда подальше, а сама звонит ему («Чизкейк») и т.д. В литературе подобные сюжеты обычно развиваются более печально или вообще не являются поводом для написания текста. Но не будем судить строго: в случае «Неинтеллигентных рассказов» мы все-таки имеем дело не с литературными текстами, а с эстрадными монологами для интеллектуалов с Кислоток и Пролетарок.  

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу