Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2020

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Ольга Чумичева

Добыть Тарковского

Павел Селуков
Добыть Тарковского

Другие книги автора

Павел Селуков «Добыть Тарковского»

Сборник рассказов молодого пермского писателя Павла Селукова состоит из двух частей – о детстве и о взрослой жизни, хотя между этими состояниями разница не слишком велика (и в детстве героя волнует секс и взрослая жизнь, и в молодой совсем «взрослой» жизни остается много нерешенных подростковых проблем).

Жанр… В «Записках на полях «Имени розы»» Умберто Эко объяснял постмодернизм как попытку «очень образованного человека» сказать «очень образованной женщине»  что-то вроде «Я люблю тебя безумно», не превращаясь в Снупи, а для этого усложняя высказывание отсылкой: «Как говорят в сериалах, я люблю тебя безумно». Что не отменяет самого чувства. У Павла Селукова пост-постмодернизм: вполне образованный молодой человек считает невозможным ни простое прямое высказывание, ни постмодернистскую иронию с цитированием, он должен принять позу «пацана на раёне», привычного изъясняться матом, комплексовать от избытка и недостатка знаний разом, открещиваться от любого подозрения в «интеллигентности» (подзаголовок книги «Неинтеллигентные рассказы»). При этом он никуда не может деть багаж культурных представлений, презренное и банальное посещение выставки Брейгеля проталкивается сквозь толщу первичного базового инстинкта. И не случайно, видимо, сборник назван по рассказу «Добыть Тарковского», в котором «недостаточно образованный человек» хочет сказать даме «я люблю тебя безумно», но для этого должен вызнать Тарковских – и Арсения, и Андрея, а пока совершает этот культурный подвиг, «не слишком образованная дама» успевает выйти замуж, так что места постмодернизму не остается.

Все это культурное – антикультурное – внекультурное – околокультурное бытие расположено и вправду «на раёне» (Пролетарка в Перми или нечто подобное), где «время года зима», а шамана найти проще, чем девственницу относительно взрослого возраста. И эту жизнь Павел Селуков описывает живо и красочно, лёгким языком, в котором мат не режет глаз или ухо, настолько он органичен и на своем месте. При этом интонация рассказчика иронична как у заправского постмодерниста – все же его пост- пристроен именно к постмодерну, а не к самой жизни. И кажущаяся простота изложения обманчива.

И все же жанр… Не то это сборник рассказов (их можно читать в любом порядке, все или частично), не то цельный рассказ автора о собственном взрослении, составленный из мозаики флэш-бэков и клипов. Но больше всего книга Селукова напоминает сборник текстов для стенд-ап шоу. Одни тексты почти дотягиваются до лучших образцов разговорного жанра (Вуди Аллен тоже мелькает в повествовании, но тут скорее Джон Карлин уместен), другие не выше уровнем простого комедии-баттла. Но как только в голову приходит эта аналогия, всё становится на свои места. Слышишь голос рассказчика, представляешь юношу, который стоит на клубной сцене и «вспоминает случаи из жизни», призванные позабавить аудиторию.

Насколько тексты для стенд-апа являются частью литературы? В не меньшей мере, чем пьесы, киносценарии, либретто балета и оперы. Их удобнее слушать, чем читать глазами, хотя… я в детстве любила читать либретто, да и сценарии иногда интересны именно для чтения. Так что почему нет? Вполне литература. Но не рассказы и не повесть, устный жанр. Как будто автор делится мгновениями жизни, только все они в воспоминаниях, в ретроспекции, с насмешкой и отстранением, как бы вытесняемые из собственной жизни рассказчика.

Я бы не назвала эту книгу прорывом или крупным событием в литературе. На победителя Нацбеста она едва ли тянет. Но любопытно. Иногда забавно, иногда грустно. Несколько монотонно (слишком много скетчей подряд слушать тяжело). Но индивидуальность у автора есть, и свой взгляд на мир есть. Так что очень интересно, что будет дальше.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу