Смотреть трансляцию

Ольга Чумичева

Тоталитарный роман

Питер Моррис
Тоталитарный роман

Другие книги автора

Питер Моррис «Тоталитарный роман»

Литературная маска «Питер Моррис» принадлежит Ольше Шведовой и Дмитрию Петровскому, которые начали писать эту историю в рамках канала «Телеграм», о чем и рассказывают в кратком введении.

Набор историй про злую любовь-кровь, страсть и власть, всё очень горячо и красиво, по большей части в историческом антураже, довольно точном и колоритном. Ну, остаются иногда вопросы по поводу «фламандского скульптора XVI века»: с живописцами там было хорошо, а скульптура была готическая, никакой точной передачи лиц не было, так что довольно странно, что испанский король Филипп II в 1560 году, как раз в ожидании первенца от любимой жены Елизаветы Валуа, в тексте не названной, но такой свирепой эстетки, именно фламандца вызывает делать скульптурный портрет слепой фаворитки, за еще и в виде Мадонны, а покалеченную скульптуру выставляют в соборе Сантьяго-де-Компостелла, где ее века спустя видит другой персонаж. Впрочем, ладно, оставим эти фантазии на совести авторов, это не так уж важно.

Назвать эти истории «романом» язык не поворачивается, поскольку это, скорее, яркие зарисовки, слабо или никак между собой не связанные. «Тоталитарный» тоже не очень понятно, почему. Однако текст намного лучше названия, которое может оттолкнуть именно тех читателей или читательниц, к которым книга обращена. Любители барочной избыточности стиля, любовных страстей, почти непременно заканчивающихся смертью, вряд ли соблазнятся названием, похожим на книгу про ГУЛАГ и борьбу Гитлера со Сталиным. А те, кто ожидает политики, явно останутся в недоумении уже на первой шумерской истории. Хотя аудитория для этой книги определенно есть.

И если оставить в покое странное название, книга забавна, легко читается, можно у моря в отпуске или на дачной веранде, а то и зимой под чай с пирожными с огромным удовольствием почитать. Не думая, зачем все это и о чем. Просто живо, многоцветно, хотя при разнообразии эпох несколько монотонно по настроению, история за историей по сути одно и то же в разных костюмах. Для романа нет в книге структуры – ни завязки, ни кульминации, ни финала. Я говорю не о сюжетной структуре (ее может не быть), а о темпе и эмоциональном напряжении. В целом, книга напоминает ряд комнат и коридоров, увешанных пестрыми шпалерами: тут у нас Диана и охота на вепря, тут дева с единорогом, тут что-то по картонам Рубенса, а тут трофейный коврик попроще, с лебедями. Богато, симпатично, случайно.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу