Смотреть трансляцию

Герман Садулаев

Горлов тупик

Полина Дашкова
Горлов тупик

Другие книги автора

Полина Дашкова «Горлов тупик»

Из триумвирата женской прозы Донцова-Дашкова-Устинова я читал только Дашкову, зато не один раз. Не специально, просто как-то так всегда получалось, что под рукой оказывался томик Дашковой. Читал каждый раз с удовольствием. Я ведь не какой-нибудь сноб. К чему этот нелепый снобизм, массовые сериалы-то мы все смотрим, значит, и массовую литературу могли бы читать. Лично я читал бы гораздо больше массовой литературы, но большинство авторов так пишет, что я просто физически не могу. Без позёрства, честно. Тошнота, головокружение, испанский стыд – и закрываю книжку. А вот Дашкову читать приятно. Дело, наверное, в языке. Язык у Дашковой хороший, чистый, гладкий, правильный, литературный. Особых языковых находок нет, да они и не нужны ей. Она пишет так, что кажется, будто это хороший перевод какого-нибудь Диккенса или Золя.

Можно, конечно, поискать и найти блох. А у кого их нет? Вот в новой книжке, «Горлов тупик», в самом начале герой «сорок раз отжимается и подтягивается». Встаёт вопрос: просто подтягивается? Сколько раз? Или и отжимается сорок раз и подтягивается сорок раз? Отжаться сорок раз, например, и я мог, когда был помоложе. Но подтянуться сорок раз? Это монстр какой-то. Или в сумме отжиманий и подтягиваний сорок? Надо уточнить, сколько отжиманий, а сколько подтягиваний. Это принципиально! Или ещё, в середине книжки Андропов говорит подчинённому: «я тебя услышал». Он правда такое мог сказать? В 1977-м году? Председатель КГБ? Мне казалось, что фразочка «я тебя услышал» - это изобретение московского новояза совсем недавних годов. Но если у Дашковой есть сведения о том, что данный речевой оборот был в ходу среди высших чинов КГБ в 70-х годах, если это так, то это ведь дико, дико интересно! Тогда понятно, откуда у московского новояза ноги растут! Но тему надо раскрыть подробнее, а не так, походя. Зачем походя? Об этом диссертацию надо писать!

Сюжеты у Дашковой всегда крепкие. Сюжет книжки «Горлов тупик» такой крепкий, что аж скулы сводит. Некоторые критики и литературоведы критикуя некоторые современные тексты говорят дежурную фразу о том, что «сюжет рыхлый». Я бы посоветовал им читать Дашкову. Не надо им читать вот эту вот рыхлую рефлексирующую прозу некоторых современных авторов. Надо читать Дашкову. У Дашковой всегда крепкий сюжет. Очень крепкий. Прямо гвоздями всё намертво приколочено. А по швам заварено электросваркой. Не забалуешь.

«Горлов тупик» развивается в двух временных плоскостях: поздний сталинизм, «дело врачей» и ранний брежневизм, магазины «Берёзка» и «Альбатрос», братская помощь людоедам из Африки. Всё очень ярко, красочно, интересно. Хорошие люди – интеллигенты, знают много языков, хрустят булками. Плохие люди – не знают языков, работают палачами, их родители разговаривают на деревенском отвратительном наречии. Плохие люди пытают хороших людей в застенках МГБ, но добро побеждает зло, а дьявол пожирает самого себя. Некоторые хорошие люди погибают, но другие хорошие люди выживают и у них всё будет хорошо, потому что скоро, мы же знаем, темницы рухнут и радио «Свобода» встретит нас радостно у входа, и американские братья отдадут нам джинсы.

А ещё про любовь. Вернее, про секс. Все герои занимаются сексом много и с большим удовольствием. Все изменяют жёнам с юными девятнадцатилетними девицами, но хорошие люди делают это светло и радостно, так что потом забеременевшая девица всю жизнь благодарна обрюхатившему её и исчезнувшему светлому человеку как ангелу, а плохие люди занимаются сексом мрачно, всё время как-то швыряют девушку на какое-то неподходящее место и там ну давай её драть, а потом убивают топором в голову. Или она сама умирает от родов. И хорошо что умирает, не родила потомство вот это вот, плохое, от дьявола.

С удовольствием прочитав очередную книжку Полины Дашковой я вдруг понял: это ведь жанр! Мы, тупицы, просто как-то слишком близко к сердцу всё это принимали, всех этих «Детей Арбата», спорили, словно это про жизнь и про что-то настоящее. Да с таким же успехом можно спорить о том, что в конфликте джедаев и ситтхов авторы «Стартрека» занимают однобокую позицию и не показывают всей сложности, всей глубины проблемы, очерняют ситтхов ну и так далее. Никто же не обижается на то, что орки плохие, а эльфы хорошие. Это же орки! И эльфы. Книги про репресии, про сталинизм, про страдающую благородную московскую интеллигенцию, говорящую на нескольких языках, про кровавых палачей из ЧК-НКВД-МГБ, давно уже стали отдельным жанром, со своим каноном, со своими правилами и понятиями. Осталось только придумать жанру какое-то специальное имя. «Детиарбата»? «Гонзо-сталин»? Надо подумать.

Я сам вообще из деревни. Даже хуже, из национального села. Мои предки языков не знали. Некоторые дедушки и прадедушки знали по-немецки несколько слов: хенде хох, гитлер капут. Потому что воевали с немцами в Первую, потом во Вторую. Некоторые далёкие предки по одной из линий знали то ли польский, то ли французский, потому что были то ли поляками, то ли французами, из армии Наполеона, но давно обрусели и забыли, как хрустят булки. При ранней советской власти у нас даже паспортов не было, не то что московской прописки. Поэтому сладкая музыка московских адресов, где, наверное, жили всякие интеллигентные и элитные люди, для меня как песня на иностранном языке: красиво, ничего не понятно. И все проблемы светлых московских людей с прекрасной родословной такие себе, сказочные. Богатые тоже плачут. Не понять мне всей тонкости и высокой правды прозы в жанре «детиарбата». Но я яростно апплодирую стоя и плюсую. Потому что люблю хорошие вещи сделанные строго по законам жанра.

А «Горлов тупик», кстати, это что-то вроде «Пармская обитель» - отношения к сюжету не имеет и появляется только в самом конце.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу