Смотреть трансляцию

Герман Садулаев

Сияние

София Синицкая
Сияние "жеможаха"

Другие книги автора

София Синицкая «Сияние «Жеможаха»

Целая трилогия! Из трёх повестей. Первая повесть про Сергея Мироновича Кирова, как он трахал балерину и как его убили, ножичком во дворике зарезали, и про сталинские лагеря. Вторая повесть про блокаду Ленинграда, про войну и опять про сталинские лагеря. Третья повесть тоже про войну, про брошенный дом стариков и инвалидов и про блокаду. И про сталинские лагеря. Но это не какой-нибудь исторический реализм и не жанр «детиарбата». Фантасмагория в полный рост. Гротеск. Где-то веет Хармсом, где-то Андреем Платоновым сквозит, ну и Павлом Пепперштейном попахивает с его незабвенной «Мифогенной любовью каст». А местами напоминает «Цветочный крест» Елены Колядиной.

Вот обширная цитата, показывающая и стиль и, в некотором смысле, замысел книжки: «…храброе немецкое войско вступило в проклятые земли, кишащие нечистью, которая помогает партизанам; по лесу бегают упыри, женщины сожительствуют с дьяволом, от этого союза рождаются оборотни-диверсанты; в новгородской следует уничтожить всё живое, организовать «зону пустыни» имени фюрера; скоро, скоро случится Рагнарёк, конец света – волки Фенрир и Хати пожрут месяц, солнце, Старое Свинухово и Холуи, из глубин Полы всплывёт вуивр Ёрмунганд и разрушит среднюю школу Кневицкого сельсовета».

Язык хороший, образный. Литературный. Много авторских неологизмов, некоторые как бы из неправильного произношения сделаны, а другие так. Фамилии сплошь и рядом «говорящие», например, мелкий персонаж из ОГПУ именуется «Тихогнидовым». Сюжетные линии, ведущие и связывающие невероятное множество героев трёх повестей, выписаны старательно, аккуратно. Есть и библейские аллюзии, в том же самом названии – «Жеможаха». В общем, хорошо сделанная книжка, литературный опыт и эксперимент.

А если читателю показалось, что книжка наполнена змеиным ядом ненависти к советскому народу и жесточайшей патологической русофобией, то это его, читателя, проблемы. На самом деле это просто такие литературные приёмы. Когда у Пепперштейна красноармеец голодающую девочку в Ленинграде спасал, скармливая ей свою сперму непосредственно с члена, сперму вкусную и питательную, так как красноармеец предварительно хорошо поел сгущёнки, это же было не оскорбление памяти и красноармейцев, и блокадников, а просто литературный метод, постмодернизм. Вот и здесь тоже. Какой-нибудь магический некрореализм. Наверное.  

И если есть у этой книжки проблемы, то они не в том, что она антисоветская и русофобская, не в том, что она привычно-очернительская, не в том, что образно-«магически» пере-наворочена. А в том, что она скучная. Вот наворотила автор всего: и зверства чекистов есть, и лагеря, и кикиморы, и оборотни, и фашисты, и партизаны, и любовь до гроба, и трогательные детишки, и трогательные детишки, умирающие от голода, и ангелы, и вообще загробная жизнь, всё есть. А читать скучно. Извините. 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу