Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2020

s

Работает Большое жюри премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Ольга Чумичева

Сияние

София Синицкая
Сияние "жеможаха"

Другие книги автора

София Синицкая «Сияние «Жеможаха»»

Новая книга Софии Синицкой состоит из трех повестей: «Гриша Недоквасов» (ранее издававшаяся в другом контексте в сборнике «Мироныч, Дырник и Жеможаха»), «Система полковника Смолова и майора Перова» и «Купчик и Акулька-дурак, или Искупление грехов Алиеноры Аквитанской». Эти три повести пересекаются событиями и персонажами, а также общим замыслом и стилем, составляя по сути единый текст.

Место и время действия – предвоенные и военные годы, Ленинград накануне и во время «большого террора» и блокады, лагеря на Печоре и в Вологодских краях, западные районы, глухие леса и болота.  Однако в повествовании Синицкой нет ни пафоса, ни надрыва, ни очевидного трагизма, которые кажутся неизбежными и естественными для таких тем.

Ее мир – «яко же можаху» – населен сказочным зверьём: невероятно умными собаками и неубиваемыми котами, почтовыми голубями, величественными и лукавыми козлами и прочими – вплоть до великолепного и мудрого удава Машеньки, сражающейся с крысами и охраняющей семью в блокадной квартире. В лесах водятся самые настоящие лешие: то это отшельник Дырник, то другой отшельник, уже ушедший почивать в гробу, но восставший, чтобы сражаться с врагами – в сопровождении верного пса он бодренько бродит по лесам, партизанит… Есть непременные сказочные злодеи: от парочки хитроумных, но не слишком сообразительных и дальновидных «мелких бесов», до озверевшей Таты, оборачивающейся Агафьей и едва ли не меняющей свою природу, дикий полубезумный Акулька с его единственной чистой страстью. Но самый колоритный из злодейских персонажей – Демьян Калибанов, как истинный Калибан, отталкивающий и ужасный, отягощенный полувытесненной из сознания виной, но обреченный снова и снова умирать в боях и возрождаться, падать под автоматными очередями, гореть в огне, и брести дальше, искупая свои и чужие грехи. Есть и комичные и героические чужеземцы, без которых сказка-балаган не считалась бы полной. Потешные дураковатые немцы, благородная швейцарская дама Алиенора, строгая училка-англичанка Мэри Джоновна, веселая «смеральдина» Жулечка, мудрые целители и спасители китайцы (их двое, в разных частях цикла). Есть прекрасные девы, которые умирают трагически – или обретают женское счастье. И есть много, много детей. Они рождаются, как трава, повсюду и вопреки всему, они вымирают в лагерях и в голодном страшном городе, но другие выживают и радуются и играют, а потом учатся и становятся разными, прекрасными взрослыми – уже где-то там, в эпилогах историй, за гранью сказочного времени-пространства. Есть ворчливые «доктора» из комедии дель арте и лихие «арлекины» российского извода. Такой «доктор» может ворчать и ругаться, но в итоге забрать и вырастить осиротевших чужих детей, «арлекин» может сгинуть в лагере или на фронте.

Весь этот балаган, театр Петрушки, создаваемый гением Гриши Недоквасова или самой жизнью, как в древнейшей театральной традиции, предшествует и завершает трагедии. Ведь не зря фарсовые представления, повторявшие сюжеты великих трагедий, окаймляли основные представления на античной сцене, а куклы и актеры – сколько их не жги и не руби, смеются над дураками и подлецами, заставляя мир становиться лучше и чище.

И за пределами основного топоса открывается другой мир – туда уходят погибшие здесь, среди нас, там колосятся поля, бегают собаки и дети, пускают кораблики и мастерят кукол, собирают урожай и смотрят сверху то с радостью, то с разочарованием, что творится в нашем нелепом, ужасном, жестоком и все же удивительно красивом мире. Красивом, потому что в нем всегда есть возможность просто любить и оставаться человеком.

Эта книга не обманывает. Она не приукрашивает ужасы блокады или лагерей, не умалчивает о предательстве и садизме, но оставляет надежду. В ней много смешного, но иногда над ней хочется плакать. Над блаженным Гришей и чудесной Броней, над обретенным братцем Коленькой, над беспризорником и кокаинистом Алёшкой и его Фаней, спасенной им дважды. Над мужем-удавом, над замученными и потерянными, над теми, кто о них помнит.

Это удивительный фантасмагорический нарратив, в котором соединяются долгие литературные традиции – фольклорные, романтические, комические и печальные.

«Сияние «Жеможаха»» – это книга, которую нужно читать и можно перечитывать вместо того, чтобы жалеть себя, для того чтобы не горевать. Она смешная, трогательная и целительная.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу