Смотреть трансляцию

Аглая Топорова

Опыты бесприютного неба

Степан Гаврилов
Опыты бесприютного неба

Другие книги автора

Степан Гаврилов «Опыты бесприютного неба»

Метания провинциала в столичном мегаполисе на пути к успеху или, на худой конец, покою – тема вечная и неисчерпаемая. Можно, конечно, ограничиться банальным поступлением в вуз, браком с аборигеном, устройством на приличную работу, рождением ребенка и т.д… Но не таковы мигранты с творческой и авантюрной жилкой – они не ищут быстрых социальных лифтов. Приехать в город нужно автостопом, пожить по впискам у малознакомых – а то и вовсе не знакомых – людей, поработать на ста работах, найти вечную любовь, употребить все, что курится-нюхается-пьется, попасть в пару разной опасности передряг и, разумеется, прийти к выводу о бренности всего живого и важности исключительно собственной души и таланта, а небо над головой как было бесприютным, так бесприютным и останется, сколько километров ни проедь, и сколько дури ни скури.

В литературе заурядность этого сюжета, как правило, искупается незаурядностью повествования. Что же предлагает читателю Степан Гаврилов?

Эффектное в духе незабвенного «Эдички» начало переходит в воспоминания о героях детства автора – Ролане, Штакете, Шульге, роковой женщине Лике – а также о первых наркотических, алкогольных, сексуальных и трудовых опытах. Полет в целом нормальный. Некоторые моменты даже не лишены остроумия, правда, кавеэновского свойства «Меня не брали сортировщиком печенья, монтажником биотуалетов, грузчиком на склад рыбьего корма. В итоге я устроился журналистом в маленькую конторку, которая в поте лица своего искала новости для федеральных каналов». На новообретенной работе герой знакомится с отставным кагебешником, который оказывается отцом самого Курта Кобейна, - после этой унылой псевдопелевинщины общий уровень текста резко снижается, зато читатель следует за героем в город Санкт-Петербург.

Жизнь героя в Питере мало отличается от его жизни в каком-либо другом месте планеты:  те же утомительные неинтересные работы, старые и новые знакомые, мало чем отличающиеся друг от друга, бессмысленные разговоры о смысле жизни немыслимое количество наркотиков – правда, герой и его товарищи употребляют их так уныло, что с тем же успехом могли бы сливать этот во всех отношениях опасный продукт в помойное ведро. В общем, все как всегда – только нужно «решить вопрос с недвижимостью». Герой его решает вполне традиционным образом – находит бабу с комнатой на «Петроградке». Ну и продолжает жить-поживать тем же самым способом, что и жил раньше. Подрабатывает, пьет, употребляет, пиздит о поколении и смысле жизни. Травит разной курьезности байки о себе и знакомых и малознакомых: читатель вынужден погружаться в мир барыг, мошенников, свадебных фотографов, продавщиц секс-шопов, геев, порнографов и порноактрис и прочих представителей богемы. Как и всякий начинающий писатель, Гаврилов беспощаден к своим персонажам и скромен, стыдлив и благороден по отношению к герою-рассказчику. У всех - безобразная оргия, у его alter ego – «история про мальчика и девочку»  и т.д. Преодолев ряд испытаний то ли реального, то ли сугубо бредового характера герой, как и полагается в текстах этого жанра, приходит к выводу «И если нигде нет моего места, то моё место везде. Разве это не очевидно? По-моему, очевидно». Фиг знает, где там место автора, очевидно, что такие тексты появлялись, появляются и будут появляться, как вирусы гриппа, но очень редко какому-то из  них, подобно «Эдичке» Лимонова, удастся навести в русской литературе столько шороху, сколько навел в мире нынешний COVID-19.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу