Смотреть трансляцию

Владимир Козлов

Складки

Валерий Кислов
Складки

Другие книги автора

Валерий Кислов «Складки»

Триста двадцать страниц… ну, не знаю, чего. Много лет назад в одном издательстве, где я печатался, мне дали почитать книгу другого публиковавшегося там автора. Когда я сказал, что мне она не особо понравилась, издатели ответили: "Мы сами его тоже не читаем. Но есть в России категория читателей, которым нравится. Берет такую вот книгу, бутылку водки – и вперед". Возможно, выпив бутылку водки, можно обнаружить глубокие смыслы и в текстах Кислова, но на трезвую голову я не увидел в них ничего, кроме претензий на интеллектуальность.

Уже начало сборника не дает никаких особых надежд. Вот первый рассказ, названный "Вдвоем": "Началось все с того, что я почувствовал очень глубоко внутри себя, где-то там, в сокровенной, хотя и неопределенной точке, что-то не свое, нечто пусть и не совсем чужое, но все же совершенно неродное: иное, прочее, другое."

Дальше идет невнятный рассказ о каких-то там поездках на поезде из одного европейского города в другой, причем, о цели этих поездок автор подчеркнуто умалчивает, зато фокусируется на том, как срывает однажды в поезде стоп-кран, счастливо избегая ответственности за это. В следующей части того же рассказа главным событием становится переодевание героя в очереди к выходу на посадку в аэропорту Лос-Анджелеса.

Следом идет скучнейший текст о каких-то литературных мероприятиях, сдобренный не менее скучными и претенциозными рассуждениями об использовании в текстах ненормативной лексики: "У меня не было никаких оснований усомниться в их компетенции в области «означаемого», то есть «х.я», в его голой субстантивной функциональности, так сказать, в неприкрытой физиологической наготе (все выступавшие поэтессы показались мне достаточно зрелыми для подобных познаний)."

Некоторые рассказы (или, наверно, правильней все же назвать их нейтрально – текстами) представляют собой поток бессвязных, но пафосных размышлений. Вот, например, заглавный текст "Складки": "В какой-то момент ты понимаешь, что понял. Ты понял, что понять можно. Можно понимать отдельные факты и, сравнивая, определять их взаимосвязи; можно оценивать целые явления и, сопоставляя, выявлять их общий характер и даже намечать общую тенденцию."

Иногда присутствует подобие сюжета, как в тексте "Расклад", в котором рассказчик сначала описывает, как все у него хорошо: " Загородный дом хороший. Домашний кинотеатр. Сауна. Джакузи. Бассейн. Парк вокруг. Экология, блин." А потом вдруг оговаривается: "Но иногда бывает как-то нехорошо. Вдруг ни с того ни с сего что-то где-то там внутри как защемит."

"Богатые тоже плачут", да? В 2020-м году? Это всерьез или пародия? Если пародия, то на что? Без бутылки водки явно не разобраться.

Ну и, конечно, тексты не обошлись без интеллектуальных понтов, которыми автор, очевидно, хочет подчеркнуть свое превосходство над читателем: специфические термины, вкрапления из других языков ("Farbehlehre", "Mehr licht!") – причем, конечно, без сносок.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу