Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2020

s

Работает Большое жюри премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Михаил Хлебников

Адвокат дьяволов

Сергей Беляк
Адвокат дьяволов

Другие книги автора

Вам будет противно жить без нас...

Адвокатские мемуары, как правило, представляют собой «историю успеха», с мягким приглашением к сотрудничеству заинтересованных лиц. Книга Сергея Беляка «Адвокат дьяволов» – счастливое исключение из этого списка.

Конечно, автор не лишён здорового тщеславия и не скрывает этого. Но предметы его гордости иные по сравнению с коллегами. Он гордится своими клиентами, к которым испытывает какую-то непрофессиональную симпатию. Они разные – авторитетные сибирские предприниматели, разоблачённые суровой неподкупной Фемидой в силу необходимости передела собственности, олигархи, опальные мэры с непростым прошлым и ещё более сложным будущим. Главное, чтобы люди были интересные. Бриллиант коллекции Беляка – Лимонов – центральный, по сути, герой книги. С ним Беляк познакомился в развесёлые девяностые, дружил, не бросил его, когда Лимонова арестовали за хранение оружия и создание незаконных вооружённых формирований.

Арест и тюремное заключение Лимонова – последнее проявление уважения российской власти к русской литературе. В начале двухтысячных в период политической турбулентности Лимонов был признан источником возможной опасности и потому торжественно изолирован. Сегодня добиться подобного признания практически невозможно. Репрессии по отношению к мастерам слова проводятся на уровне преследования за неуплату алиментов. В тюрьме Э.В. вёл себя достойно, не сломался, написал мощные, серьёзные книги. Совпали образ и действительность, что в эпоху торжества симулякра стоит дорогого.

Беляк продолжает общаться с Лимоновым и после освобождения. И тогда у Э.В. хватало проблем, но уже на бытовом уровне, и как не странно для Лимонова не звучало, семейном фронте:

 «Ты представляешь, — рассказывал он мне, — утром работаю у Кати на кухне, пишу. Она спит. И тут на кухню входит теща, и говорит: «Так, Эдуард, убирайте поскорее всю эту свою писанину со стола, я ребенка кормить буду». И сгребает все мои бумаги в сторону. Представляешь?». Другой бы подхихикнул, но Беляк искренне сочувствует другу, не «низводит» героя: «И я представляю, как известный, немолодой уже писатель сидит рано утром за крохотным столом на пятиметровой кухне, что-то пишет, аккуратно разложив на столе свои тетради и книги, а потом растерянно наблюдает, как какая-то женщина сгребает их в сторону, называя все это «писаниной».

Мрачный Лимонов зовёт Беляка в ресторан. Там они выпивают холодной водки. Сцена: « Я хочу прочитать тебе мои новые стихи, — неожиданно произнес Лимонов, когда официант, заменив на столе посуду, поставил перед нами еще один запотевший графин с водкой. — Послушаешь?

 — Конечно.

 Эдуард взял лежавшую на соседнем стуле черную пластиковую папку, неторопливо раскрыл ее и, вынув оттуда пачку листов формата А4, начал читать...». Читает Лимонов стихи про детей, жену, естественно, про себя. В итоге срывается на крик, окружающие странно смотрят на него. Но для автора и это нормально и понятно. Объяснение кроется в том, что и сам Беляк – человек не без творческой жилки – сочиняет музыку и стихи, фотографирует. Музыкальный альбом Беляка «Эротические галлюцинации русского адвоката» уже названием бросает тень на всё сословие. Нормальные юристы запонки коллекционируют или публично признаются в любви к японской поэзии.

Что касается особенностей изложения. Рассказы не лишены приятного юмора. Вот, Наталья Медведева, ушедшая от Лимонова к музыканту Борову из «Коррозии металла». Узнав об аресте бывшего мужа, жалеет его: «Эдик сошёл с ума!». Но Лимонов в тюрьме написал книгу «В плену у мертвецов», которой живо и без симпатии изобразил бывшую. Отношение к «Эдику» кардинально изменилось: «Да, на сей раз в ее словах и в ее голосе слышались только обида и злость. И, если честно, Наташа была совершенно пьяна. Она обвиняла Лимонова во всех смертных грехах и разве что не проклинала его. Она обещала, что «Боров с ним разберется» (каким образом Боров мог «разобраться» с человеком, сидящим за решеткой, Медведева не уточнила; но не думаю, что она хотела, чтобы Боров и сам оказался в «третьяке» Саратовского централа ради мести за оскорбленную честь своей любовницы)». Не знаю, как кому, но мне понравилось.

Мягко упрекну издательство за небезупречную редакторскую работу. В тексте есть ошибки, рождающие, впрочем, забавные эффекты. Вот, знакомый уже эпизод с Натальей Медведевой. Всего лишь не та буква, но какой результат: «Она и вышла вместе с Боровым из подъезда этого дома вся в черном — высокая, худая и напряженная». Можно по-разному относиться к Константину Натановичу, но никто не упрекнёт его в ветрености.

Не хочу делать выводы за автора, но в дне сегодняшнем он чувствует себя явно некомфортно. Золотое время - когда адвокат Беляк рассекал по Москве на трофейном потрёпанном «Мерседесе», организовывал встречи, консультировал бандитов, после чего ехал на юбилей генерала милиции, встречая там своих недавних клиентов - закончилось. С эпохой, тут можно практически процитировать А. Синявского, у адвоката Беляка стилистическое расхождение: «Ельцин анекдоты публично не рассказывал и поговорками не сыпал. Борис Николаевич, когда выпивал, играл на ложках. В этом он, конечно, уступает своему преемнику Владимиру Путину, игравшему для иностранных гостей двумя пальцами на рояле и певшему в сопровождении ансамбля «Blueberry Hill». Но, по-моему, на ложках все-таки прикольнее».

«Прикольное» осталось в прошлом... Итожу просто: мне понравилось. На фоне иных «литературных» произведений дебют Беляка в прозе, пусть и мемуарно-публицистической, можно считать удачным.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу