Елена Одинокова

Остров Аграфены

Владимир Федоров
Остров Аграфены

Другие книги автора

Великий натазник

Эта небольшая книга по-настоящему поразила мое воображение. Благодаря «Острову Аграфены» вот уже второй месяц я смотрю в интернете на этнические костюмы народов Крайнего Севера и, разумеется, в первую очередь на богато украшенные меховые дамские трусы, именуемые натазниками.

До того меня больше интересовали коекчучи, то есть северные транссексуалы. Меня всегда возмущало, что проклятая Империя и еще более проклятый Совок годами душили национальные традиции северных ЛГБТ. И додушили. Доигрались. Доскакались. Нет больше  лиричного секса мужчины с переодетым мужчиной-шаманом. В современных северных рассказах действуют то голозадые русалки в одном фартуке, то шаманки в натазнике, которые устраивают таежные дефиле перед заезжим  французом, то духи политзаключенных с отрубленными и пришитыми руками, играющие для дам волшебную музыку на дощечке, как на рояле.

Для сравнения могу сказать, что современные японские авторы рисуют не менее лиричные комиксы о том, как обычный студент нашел в кустах красивого парня с рыбьим хвостом и поселил его в своей ванне. А потом к ним пришли осьминог, медуза и еще какая-то НЕХ, и они отмокали в ванне уже всей толпой, делая друг другу массаж и всякое разное. Напомню, что и у Хемингуэя с рыбой была сосидж-пати, и Моби-Дик был основан на четком бромансе сильных мужиков, которые ловили не менее четкого самца-кита. Баба несовместима с серьезной водой. Все эти ариэли и прочие русалочки — капиталистическая зараза от Диснея, которая делает из приличных русских детей тупых испорченных девок. Короче, не верьте бабам и особенно — русалкам в фартучке, которые утянут мужика в пучину.

Рассказ о модельере в гостях у тунгусов, конечно, самый интересный. Опустим тот факт, что сын русских эмигрантов не мог быть настолько идиотом, чтобы отправиться в лапы кровавой гэбни с поддельным письмом от Ежова. Опустим фантазии автора на тему «ехал Сталин через Сталин». Перейдем к подробностям быта эвенков, то есть тунгусов. Действие происходит в тайге зимой в тридцатые годы. Француз мечтает увидеть чум из оленьих шкур и тунгусов в национальной одежде. Но вместо этого видит брезентовые чумы и обычную советскую одежду.

Сами эвенки подсказывают, что у них есть летние и зимние чумы. И у Юлтэк должен быть не брезентовый летний чум, а традиционный зимний, покрытый многочисленными оленьими шкурами, как в мечтах француза. В шестидесятые-семидесятые, когда оленеводство пошло на убыль, а со снабжением стало чуть лучше, эвенки охотно сменили шкуры на ткани. Но в мехах зимой все-таки теплее. Добавлю, что у эвенков, как и у остальных жителей СССР, всегда была повседневная и праздничная одежда. Разумеется, богато украшенные национальные костюмы хранились для праздников.

Далее меня смутило отсутствие вони и насекомых в брезентовом чуме. Федоров, наверное, понимает, что настоящий француз упал бы в обморок от аромата натазника прекрасной Юлтэк, сравнимого по крепости с советской привокзальной уборной. Это вам не Куку Шанель. На фоне такого идиллического чума вся магия шаманки воспринимается уже как нечто обыденное.

Добавлю, что тунгусы первыми из северных народов (еще в 17 веке) начали принимать православие. Так что после нескольких веков христианства и пары десятков лет атеизма мощные шаманские традиции в стойбище представляются сомнительными, как и передача шаманского дара девочке по наследству от бабушки. Будущие шаманы должны были сами обнаружить способности к связи с духами, и уже потом действующий шаман племени может взять такого мальчика себе в ученики. Также добавлю, что у эвенков действовало традиционное разделение на мужские и женские занятия, и женщины, соответственно, не охотились, так что мечтания француза об образе охотницы не имеют смысла. Вызывают сомнение и совместная трапеза женщины с мужчинами, и неуважительное обращение к жениху в присутствии гостя.

Но главное в этой книге, конечно, не суровая правда жизни, а любовь. Рекомендуется читать в лесу или на берегу водоема у костра в компании друзей из КСП. Очень душевная книга.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу