Смотреть трансляцию

Валерий Айрапетян

Прощание в Стамбуле

Владимир Лорченков
Прощание в Стамбуле

Другие книги автора

Владимир Лорченков "Прощание в Стамбуле"

История учит, что когда из общества уходит правда идеи, на смену ей приходит правда тела, и, как цунами, сметает прежние идеалы. Когда установленная за образец общественная мораль теряет влияние обязательной доктрины, тело, с его диктатом чувственности, наслаждения, секса, заполняет собой образовавшиеся пустоты. Ум и душа мечутся, и только тело уверено, чего желает. Герой романа Владимира Лорченкова "Прощание в Стамбуле" - Владимир Лоринков - принадлежит, равно как и автор, к, в общем-то, потерянному поколению, чьи представители успели родиться и пожить в СССР, подростками наблюдали его крушение и последующий за этим дикий период раннего капитализма,в распределении даров которого, ввиду юности, участия не приняли. Поколение, которое не верит в слова и идеи.

Повествование в романе ведется от первого лица: главный герой лежит на пляже Стамбула, вспоминая и анализируя недавнее прошлое, перевернувшее его жизнь. Лишённый жизненных приоритетов и целей, герой обретает новое дыхание, встретив Анну-Марию - красивую молодую девушку из номенклатурной семьи, не признающую ничего, кроме секса. В свете новых отношений он переоценивает свою жизнь до фатальной встречи и приходит к выводу, что прежде он не жил, а влачил жалкое и серое существование. Между соитиями с Анной-Марией, Лоринков, на правах журналиста, встречается с руководителем пресс-службы полиции Корчинским, который снабжает его марихуаной, изъятой у наркодилеров. Их связывает дружба, и даже когда Лоринков уходит с работы, то продолжает посещать пресс-аташе и покупать у него траву. В принципе, в романе задействованны только три героя: Лоринков, Анна-Мария и Корчинский. Анна-Мария погибает в автокатастрофе и Лоринкова одолевает тоска, жизнь без Анны-Марии лишена для него смысла. Детективный финал романа открывает, что Анна-Мария жива, что ей не двадцать четыре, а тридцать два года, что она не дочь министра, а жена сотрудника Интерпола и мать двоих детей, и носит другое имя. Обильность сексуальных сцен в романе не является модным "наполнителем" текстового объёма, а, скорее, утверждает новый смысловой порядок в создавшемся мировоззренческом вакууме современного человека. Секс ощутим, приносит радость, его легко получить, он желаем, - тогда для чего ещё придумывать сложные формулы счастья, правила жизни, концепции разумного мироустройства и общежития... Политические лозунги - ложь, определение добра и зла - перевернуты с ног на голову, информационные потоки служат интересам корпораций, человек стал потребителем, его запутали, обманули, он проглотил наживку и будущее его незавидно. Только правда тела способна реанимировать прижизненную смерть, и выход из тупика начинается у входа в женщину. Лорченкова интересно читать. Автор молод, талантлив, витален. Со временем, хочется надеяться, он избавится от сентиментальной пафосности (сравнение главного героя и Анны-Марии с китами, выброшенными на берег, бесконечные восклицания об Анне-Марии, неосторожные и вычурные метафоры) и некоторой неряшливости в фактологии: так, например, самоубийство Корчинского, выбросившегося из окна психлечебницы, выглядит нереально(все окна психиатрических клиник снабжены решетками, как правило, двойными). Автор работает в стилистике современной западной прозы, заметно влияние Уэльбека. Лорченков чувствует и видит свои чувства, умеет трансформировать внутреннее во внешнее, он осознан и жив. С удовольствием прочитаю следующий роман этого автора.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу