Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2020

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Аглая Топорова

Некоторые не попадут в ад

Захар Прилепин
Некоторые не попадут в ад

Другие книги автора

Захар Прилепин «Некоторые не попадут в ад»

Премия «Национальный бестселлер» - пока еще не военно-патриотический кружок, но и не Гаагский трибунал, поэтому о «Некоторых…» Прилепина хочется поговорить без моральных оценок и пафоса. В конце концов это просто «роман-фантасмагория», оказавшийся в лонг-листе литературной премии. Так что и говорить стоит о его профессиональных достоинствах и недостатках.

Для этого воспользуемся нехитрым приемом – перенесемся лет на 30 вперед и представим себе внучка или внучку, читающих этот текст перед экзаменом. Украинская война к этому времени стала абзацем в учебнике истории, а сам Прилепин то ли важным дядькой из телевизора, то ли несколькими строчками учебника русской литературы. То есть подросток из будущего читает (читать он, надеемся, умеет) этот текст вне контекста.

Итак, середина 2010-х. Человек, называющий себя известным писателем, едет на территорию, неожиданно оказавшуюся в состоянии войны, скажем, с соседней областью. Сначала возит гуманитарную помощь, впрочем, намекает, что на самом деле это оружие. Знакомится с всесильным Батей – верховным властителем этой территории и его ближайшим окружением. Мужики нравятся друг другу. Конечно, подростку из будущего трудно будет осмыслить, что в начале века мужики могли понравиться друг другу просто по-человечески, но придется обломаться и читать не лавстори, а про войну… Однако война в исполнении Прилепина – это не боевые действия, подвиги, приключения и прочие традиционные вещи, война – это мужики: каждый из них по-своему умен, одухотворен и героичен, но строго блюдет субординацию. Со службой справляется на отлично, ест привычное, разве что спит не в ногах, а в одежде. У мужиков свой юмор и свои пристрастия: у Бати – лошадь, у Захара – коза, у Графа – бык. Еще у них есть горячо любимые жены и дети. Но больше всего они любят Императора, правда, поговорить с ним никак не удается.

Боевых действий как таковых в тексте нет, зато много рефлексии, описаний обжорства и пьянства (Лично мне очень понравилась характеристика Бати как «человека аномально устойчивого к алкоголю» - когда б вы знали из какого… вырастают видные политики.), интриг, есть ряд вставных номеров о встречах с интересными людьми – режиссером и рэпером. Ну и умиления всеми этими шаманами, тайсонами, китоврасами, батями, злыми, арабами, вундер-вафлями… Ой, вундер-вафля – это вроде оружие, типа ракеты. Все эти глюки, графы, казаки и прочие вышеперечисленные так мало отличаются друг от друга – через страницу трудно вспомнить, у кого из них глаза узкие, а у кого круглые, кто из спортсменов, а кто из зеков и т.д.,  - что школьник будущего вряд ли сможет ответить на вопрос, кто же из этой братии не попадет в ад. Разве что вундер-вафля, но она, судя по тексту, и так никуда не попадает.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу