Василий Авченко

Соня, уйди!

Екатерина Барбаняга, Павел Басинский
Соня, уйди!

…И жена его Софья

Очередное - и очень интересное - продолжение «толстовианы» Павла Басинского, начатой «Бегством из рая» и продолженной в ряде других документальных книг.

Жанр книги «Соня, уйди!» обозначен как «роман-диалог». Если учесть форму и время написания, можно добавить: «онлайн-карантин-книга». Соавторы – Павел Басинский и Екатерина Барбаняга – сидят «на удалёнке», соответственно в Москве и Петербурге, и рассуждают о Софье Андреевне Толстой. Что представляла собой жена великого человека? Не мешает ли нам неудаляемая тень Льва Николаевича адекватно воспринимать личность его супруги?

(Вспоминается, как Лев Данилкин в блистательном «Пантократоре солнечных пылинок» показал нам Крупскую, которой мы не знали. Здесь – что-то подобное).

Книга, как уже сказано, написана в почтенном – начиная с Платона - жанре диалога. Вспоминаются «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Владимира Соловьёва; а ещё - написанные тогда же, на переломе XIX и ХХ веков, Джеком Лондоном и русской эмигранткой Анной Струнской (и вышедшие анонимно) «Письма Кэмптона и Уэйса» о природе любви. В нашем случае диалог ведут не вымышленные герои-маски, а сами соавторы, ни от кого не прячущиеся. Ещё одно отличие продиктовано технологией: раньше письма были неторопливыми, пространными и бумажными, теперь стали моментальными и электронными. Поэтому книга Басинского и Барбаняги напоминает не столько переписку, сколько живой диалог.

Екатерину Барбанягу Басинский пригласил в соавторы потому, что по-настоящему понять женщину способна только женщина. Избранный метод даёт любопытный стереоэффект. Беседа порой вспыхивает спором. Басинский как маститый толстовед вроде бы играет первую скрипку, но Барбаняга нередко возражает ему – строго и убедительно.

Жизнь Софьи Толстой исследуется со всех сторон. Тщательно – и при этом предельно корректно - изучаются все её ипостаси.

С огромным интересом прочёл размышления соавторов о Толстой как литераторе и философе. Барбаняга: «…Своим откровенным Дневником и мемуарами Софья Андреевна смогла доказать миру, что женщина имеет право говорить обо всём, что её на самом деле волнует. Без купюр и ложного стыда». Басинский: «Она своей дневниковой и мемуарной прозой пробудила женское самосознание на 150 лет вперёд… Как писательница она оказалась куда радикальнее своего мужа… Она шагнула на сто с лишним лет вперёд, к «женской прозе» нашего времени».

Конечно, книга о Софье Андреевне не может не быть книгой и о Льве Николаевиче. А равно – об эпохе, тайнах творчества, психологии… В конце концов (в начале начал) - о женщине вообще. Это, разумеется, взгляд из XXI века, учитывающий и эмансипацию века ХХ, и вызревание феминистской мысли.

В качестве приложения читателю предлагаются записки Софьи Толстой «Моя поездка в Петербург» и очерки о ней – Дорошевича и Горького.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу