Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Татьяна Соловьева

Покров-17

Александр Пелевин
Покров-17

Другие книги автора

Александр Пелевин "Покров – 17"

Полку романов о 1993 годе прибыло: чем больше времени проходит, тем сильнее потребность в художественном осмыслении этого периода, поэтому роман Александра Пелевина в этом ряду (наряду с «Журавлями и карликами» Леонида  Юзефовича, «1993» Сергея Шаргунова, «Красно-коричневый» Александра Проханова), думаю, далеко не последний.  Культурными кодами эпохи становятся песни «Гражданской обороны» – это начало «эпохи Ельцина», от которой пока непонятно, чего ожидать, но почему-то никто не ждёт ничего хорошего.

Завязка романа: Андрей Тихонов – популярный журналист и писатель, автор романа о Великой Отечественной войне, символично родившийся в 1941 году, отправляется по заданию редакции к закрытому и засекреченному городу Покров-17 Калужской области, чтобы попытаться разузнать, что в нём происходит. Попасть внутрь на тщательно охраняемую территорию он, конечно, не мог ни при каких условиях. Но если бы «не мог», никакого хоррора (а Пелевин написал отличный образец именно этого жанра) бы не было. Поэтому спустя примерно десяток страниц мы получаем потерявшего память о последних часах героя в закрытом городе с трупом на пассажирском сидении его автомобиля. Тихонов, как положено герою жанровой прозы (и это определение касается вовсе не качества текста, а исключительно его качеств), как выясняется, обладает необходимым и исключительным героическим потенциалом – и с тайнами Покрова-17 в конце концов справляется. Какой ценой, умолчим, потому что этот роман – тот случай, когда за спойлеры надо предавать анафеме.

 

Вообще место – тот самый Покров-17 в романе Пелевина – не просто локация, это один из персонажей: живой, странный, обладающий непростым и очень тяжёлым нравом. В нём сливаются две главных линии романа: «тихоновская» 1993 года и «военная», включающая главы из его книги. Конечно, неслучайно, что события в ней происходят ровно в тех же местах, куда приезжает писатель. Линии романа, конечно, оказываются прочно связаны между собой. Какие-то связи очевидны с самого начала, другие автор традиционно приберегает до финала.

 

Одна из важнейших тем романа – расчеловечивание под влиянием неких внешних факторов. Герой книги Тихонова Пантелеев спрашивает Селиванова, «как происходит, что люди в зверей превращаются». Этим же вопросом, наблюдая ширликов, задаётся сам Тихонов. Он понимает, что в мире есть абсолютное зло, с которым нужно сражаться просто потому, что ты человек: «Но есть же в мире настоящее зло… Зло, которое меняет мир к худшему само по себе». А цена победы над таким злом низкой быть не может, потому что оно вбирает в себя «всё самое отвратительное, что есть сейчас в нашем жалком и угасающем времени, всю мерзость нашего бытия, весь упадок и разруху». Хоррор предполагает встречу с инфернальным, хтоническим – с силой, с которой невозможно договориться, которую невозможно разжалобить или подкупить. Эта сила существует для того, чтобы уничтожить тебя. Наступили времена, когда порядок важнее, чем закон: по закону убивать нельзя, но порядок говорит, что убить чисто технически можно – кого угодно. Вопрос лишь в том, какие у всего этого будут последствия. В широком смысле роман Александра Пелевина – это как раз роман о последствиях: о последствиях описанных в книге событий войны, о последствиях человеческих поступков, о последствиях 1993 года.

Александр Пелевин заглядывает в 1993 год из нашего сегодня, заглядывает, уже зная, «что же будет с родиной и с нами», а его герой знать их ещё не может. Тем не менее ниточку в будущее автор протянет: действие последних страниц происходит уже почти в наши дни, и неслучайно один из героев этой сюжетной линии – тёзка и, судя по всему, ровесник автора.

Архитектоника романа может показаться излишне разрозненной, фрагментарной, раздёрганной. Но это скорее не раздёрганность, а интерактивность – заложенность в самом тексте основ для его бытования в самых разных формах – аудиокниги, фильма (жанр для этого весьма подходящий), компьютерной игры… «Покров – 17» – это слепок с прошлого, который органично встраивается в наше настоящее. Встраивается пугающе, резко, решительно – и делать вид, что его не существует, совершенно невозможно.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу