Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Надежда Геласимова

Покров-17

Александр Пелевин
Покров-17

Другие книги автора

Александр Пелевин "Покров-17"

Триллер, мистика, детектив. Наверное, в таком жанре будет фильм или сериал по этой книге. Когда ее, конечно, экранизируют. Подробности далее.

Динамика повествования романа не оставляет никаких шансов притормозить на полуслове, не дает отдышаться. Пелевин обрушивает на читателя все новые и новые события и повороты сюжета с какой-то запредельной скоростью. Читатель оказывается на обочине дороги, и повествование стартует резко, мощно и без пробуксовки. А дальше только набирает, не сбавляя оборотов, и развивается в событиях, персонажах, абсурдных, на первый взгляд, действиях и безумии, являющемся неотъемлемой частью этого странного места. В какой-то момент хочется крикнуть: «Что вообще тут творится и как мы отсюда выберемся?!»

Герой романа – журналист и писатель Андрей Тихонов – совершенно неясным образом оказывается за рулем своего автомобиля на секретной территории с названием Покров-17. В месте, куда нельзя проникнуть и откуда точно нельзя выбраться. А еще рядом труп. С ножом в груди. Что будешь делать, читатель? Очевидно, совсем не то, что сделал Тихонов:

«Я открыл дверцу нараспашку, а потом попытался вытолкнуть мертвеца ногой из машины. <…> Труп покачнулся и вывалился из машины наполовину. Я пнул его еще раз и еще, и тело незнакомца рухнуло на обочину. Какая мерзость».

Весьма цинично, но очень действенно. Таким нам предстает герой романа писатель Тихонов в самом начале. И если есть ощущение, что дальше он будет меняться, то это заблуждение. Герой будет делать все, чтобы выжить. Ведь это таинственное место делит людей на слабых и сильных. И тут нужно адаптироваться любой ценой.

«Глупые вы, писатели. Все мы из одного мяса сделаны. Нечего ангелочков из себя строить».

Покров-17 – это жуткое место. Это жуткое время. Fallout вперемешку с братьями Стругацкими, Чернобылем, да и вообще советским футуризмом. И все это под завязку наполнено метафорами и аллюзиями. Здесь и «ширлики» – квинтэссенция человеческого безобразия, бездуховности и чревоугодия. И вождь-пророк Старик – словно вечно беснующийся Эдуард Лимонов. И таинственный Капитан – словно Харон или Анубис, встречающий героя и проводящий его в мир тьмы и мрака.

«Недавно мне удалось пообщаться с египетским богом Анубисом. Очень интеллигентно побеседовали. Думаете, опять шучу? Нет. Чистая правда...»

Очевидно, Пелевин не просто так выбрал и время действия своего романа – октябрь 1993 года. Объятый черным дымом Белый дом, всюду появляющаяся голова с чубом: «телекомпания ВИД представляет» – все это выглядит весьма символично в истории жизни и смерти как самого Покрова-17, так и новой страны.

Кинематографичность текста, его структура, его ритм и клиповость – это безусловный плюс романа. Ты не читаешь его, ты его смотришь. А три сюжетные линии, хаотично переплетающиеся в повествовании, в конце объединяются мощным, но довольно патетичным высказыванием о Воскрешении.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу