Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Максим Мамлыга

Покров-17

Александр Пелевин
Покров-17

Другие книги автора

Александр Пелевин "Покров-17"

Оставим шутки о двух Пелевиных - перед нами действительно увлекательнейший роман, который читается на одном дыхании (главное, конечно, не читать его на ночь, как я). Его главный герой в 1993 году отправляется в закрытый город Покров-17, где сокрыто что-то совершенно секретное, секретнее ядерного оружия, и где в Великую Отечественную происходили ожесточенные бои. Самого момента, как он туда попадает, он не помнит - память приходит к нему позже - когда он сидит в автомобиле с майором, из груди которого торчит нож. Мы въезжаем в этот мир, где ежедневно опускается абсолютная тьма, где таинственный НИИ хранит секреты темного вещества, где милиция пытается сохранить какой-то порядок, где босховские существа - ширлики - терроризируют обычных людей, хотя сами когда-то были обычными людьми, где по земле ходят мертвые святые и наводят ужас на всех вокруг. Мы несёмся к развязке на всех парах и все глубже узнаём все секреты этой территории - и главного героя.

В сухом остатке мы получаем изящную композицию. Покров-17 - это вселенная, образовавшаяся во время ожесточенного боя, где солдаты внезапно попали в окружение и отстреливались из церкви Покрова Божией матери. Это случилось буквально за несколько  секунд до возможной гибели от вражеской пули солдата Селиванова - и его сознание проживает другую жизнь, в которой должно победить боль, страх и смерть. Если получится, тогда у него появится шанс продолжить свою жизнь и стать победителем в Великой войне. Так и происходит. В финале мы видим счастливого ветерана Селиванова на параде и его не менее счастливого внука.

Как только закрываешь книгу и голова прекращает кружиться, начинаешь задаваться вопросом - а что же это все значит? Что стоит за всем этим?

Получается, что советский воин, ветеран, получил возможность спастись благодаря защите (Покров!) Божией матери и, преодолев боль, страх и смерть, остаться живым и защитить свою родину, а затем занять место среди лучших представителей отечества - среди принимающих парад победителей. К этому Пелевин приводит нас, обойдя все острые углы советской истории, и лишь  в нескольких предложениях очерчивая отношение к девяностым. Остается развести руками.

В этом плане «Покров-17» - идеальный роман путинской эпохи.  Пелевин избегает определения добра и зла (определения новых полюсов, чтобы получилась разница потенциалов) в этом причудливом мире, подключаясь к старому, проверенному двигателю - противостоянии советского народа (добро) нацисткой угрозе (зло). Так же выезжает вся страна последние 20 лет - зачем осмыслять наше настоящее и искать новые координаты, когда есть хорошие старые, которые принимаются всеми? Это та причина, по которой роман работает. В этом отличие «Покрова-17», например от «Притяжения» Фёдора Бондарчука, который прекрасно снят (прекрасно написан роман), есть спецэффекты не хуже заграничных (замечательные приемы в романе), однако, фильм не работает, так как не ясно ради чего вот это все (у Пелевина заимствованное у нашей истории ясно).

Все это скорее удручает, чем радует - ведь получается, будто смысл, усвоенный нами с детства, просто упакован в супер-увлекательную и хорошо сделанную форму фантастического романа.  Конечно, есть реабилитирующее обстоятельство - внука ветерана тоже зовут Саша, и возможно роман написан либо в честь, либо в память деда. Это снимает вопрос «Зачем?» к автору, но оставляет предостережение к читателю - от чтения вы получите сюжетную радость, но новых смыслов не ищите.

Однако, другим молодым авторам безусловно стоит поучиться насмотренности и начитанности Пелевина - это безусловно секрет успеха. Он хорошо работает со светом и с цветом, его приемы - как космополиты доковидной эпохи - свободно прибыли из разных жанров литературы, из кино, из компьютерных игр. Это завидное умение считывать, брать необходимые инструменты из разных искусств, из разных пластов культуры заслуживает отдельного и умного разбора с точки зрения интермедиальности.

Остается лишь надеяться, что весь этот богатый арсенал послужит для формулирования подлинного авторского высказывания в будущих романах Александра Пелевина.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу