Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Митя Самойлов

Другая материя

Алла Горбунова
Другая материя

Другие книги автора

Алла Горбунова "Другая материя"

“Другая материя” — хороший пример того как сборник текстов может не быть сборником рассказов. При этом, “Другая материя” — безусловно проза, потому что это же не стихи. Хотя Алла Горбунова — поэт. Да, пожалуй что проза.

Мы помним прошлогоднюю книгу Аллы Горбуновой — “Конец света, моя любовь”. Ту книгу важнейший литературный критик этой части обитаемой вселенной назвала главной книгой года, а дружелюбные и благосклонные любители задушевных посиделок в тесном кругу дали этой книге литературную премию “НОС”. Стоила ли книга того? Чего сейчас об этом говорить? Книга была до известной степени обаятельна — ностальгическая проза — умело написана, несла размытую тень замысла. Там была лирическая героиня, которая хотела казаться хуже чем она есть — пила, гуляла, сношалась, пропадала, курила и нюхала, а также общалась со всяким сбродом. Большую часть всего этого до достижения совершеннолетия. При этом мы понимали, что героиня как-то очень сложно и тонко устроена, что она своей хрупкой душой тянется к опасному краю, но знает всё о философии, Петербурге и эсхатологии.

Нынешняя книга Аллы Горбуновой оставила себе героиню, но стряхнула с нее всякую сложность. Осталась одна сплошная непосредственность. Книга состоит из коротких безыскусных текстов, которые неинтересны даже как анекдоты в первичном понимании слова анекдот — то есть забавная история. Наиболее точно эту книгу можно охарактеризовать через нее же саму, приведя в качестве цитаты типовой фрагмент, аттестованный как рассказ.

“НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

Как-то раз, выйдя из душа в полностью обнажённом виде, сквозь приоткрытую дверь маминой комнаты я увидела кота на её кровати. Я не стесняюсь мамы, поэтому зашла в комнату как была — без одежды — погладить кота, погладила и ушла. После оказалось, что мама в это время беседовала по скайпу со своим кавалером, и  все эти действия происходили у него на глазах. Кавалер крякнул, но ничего не сказал”.

Всё. Это всё. Это не эпиграф, не отрывок, не реплика. Это один из рассказов. Плохо, конечно, не то, что он короткий — короткие рассказы бывают страсть как хороши — плохо именно то, что он непосредственен. В полном соответствии с его названием. Он написан без средств осмысления действительности. Называется так только один текст, но и все имеют те же самые черты.

Пьяная героиня шла по улице с воздушным шариком и провалилась в люк. Ничего не произошло, люк был неглубокий. Пьяная героиня познакомилась в переходе с художником, пошла с ним на крышу, а там он ее чуть не изнасилоавал. Но не изнасиловал. Пьяная героиня пошла на концерт Егора Летова, ее остановили скины и хотели побить, но не побили. Кавалер крякнул, но ничего не сказал.

Большая драма автора имеет два источника.

Во-первых, кто-то однажды говорит — у тебя такие классные посты на фейсбуке, тебе нужно книжку издать. И человек верит. А не надо.

Во-вторых, когда издатель берется печатать вашу первую книгу, ему — издателю — необходимо, чтобы у вас в запасе было текстов на 300 000 — 400 000 знаков. Нужно же следом за первой книгой сразу пустить вторую, чтоб окупить затраты, продав читателю сразу два сборника молодого но очень талантливого автора, которому даже премию “НОС” дали. И автор вопреки собственному желанию, супротив собственных возможностей выдает эти триста тысяч знаков — “сбереги там пару рупий, не бузи, хоть чего, хоть чёрта в ступе привези”.

Тогда и получаются эти самые  другие расползающиеся третьесортные материи из магазина фиксированных цен.

Жаль. Потому что Алла Горбунова своим дарованием заслуживает гораздо большего чем такая вот творческая нелепость. Но это ничего. В следующий раз всё получится.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу