Митя Самойлов

 Человек из красного дерева

Андрей Рубанов
Человек из красного дерева

Другие книги автора

Андрей Рубанов "Человек из красного дерева"

Недавно я был в магазине мебели и мусора ИКЕА и видел там деревянных человечков на шарнирах — висят скопом на стене, у каждого суставы от лодыжек до фаланг пальцев на руках, всё подвижное. И я заметил, что у каждого на обеих руках указательный и средний пальцы скреплены пластиковыми хомутами. Знаете, почему? Чтобы посетители магазина не выставляли этим деревянным человечкам на пальцах неприличный знак — ну, фак, то есть. А потом я прочитал роман Андрея Рубанова “Человек из красного дерева”, и подумал, что, может быть, не в посетителях дело, может быть, человечки сами… того.

Роман Рубанова — это сразу и сага о супергероях, и посконное наше роуд-муви, то есть роуд-бук, и детектив, и криминальный боевик, и даже иногда триллер. С рассуждениями о душе, прошу заметить.

В провинциальном городе живет русский супергерой, натурально Железный человек — Тони Старк, только он деревянный и зовут его Антип.

У него в изолированном подвале под домом лаборатория с новейшим оборудованием, камерами слежения, системами безопасности. У него большие суммы денег, которые он тратит на дорогое дерево из-за рубежа. У него, в конце концов, мастерство в руках — он может сделать из дерева всё что угодно. В том числе и живого человека при определенных условиях.

Сам герой практически неуязвим и бессмертен — он деревянный и боится только огня. Но ведь у каждого супергероя должна быть своя ахиллесова пята.

Почти тысячу лет назад христиане на Руси вырезали из вековых дубов фигуры святых. А потом триста лет назад эти фигуры из храмов повыкидывали. Надо было все сжечь, но все не сожгли, некоторые поломали. Некоторые из этих фигур повставали, подняли и оживили других, и теперь их задача — поднять и оживить всё свое братство. Живут деревянные люди веками, не стареют, не болеют, не едят и не пьют. А главное — не палятся. Во всех смыслах. Во-первых, не подвергаются воздействию огня, а, во-вторых, стараются себя не выдать, не подать виду, что они не такие как все. На вид то они просто люди.

И у всех разная судьба, но все они братья и сестры — деревянный народ. Есть у них свои авторитеты, есть отбившиеся альфонсы, есть добросовестные работяги. Всё как у люде-э-э-ей.

Задача, стоящая перед супергероем Антипом — оживить Параскеву Пятницу, от которой осталась только голова.

Роман написан твердой и спокойной рубановской рукой — без истеричных стилистических экзерсисов, без провалов, и лишних длиннот. Как выразился мой коллега — пэйдж тернер. В том смысле, что переворачиваешь страницы со страшной скоростью, ночь, вторая, всё — нет романа.

“В голых ветвях кричали грачи. Из близкого оврага пахло гнильем, сброженной тиной” — ах, хорошо!

Суть жизни деревянных людей — помогать миру делом, и когда-нибудь, по словам героя, “умереть, смеясь от счастья”.

Как известно, качество романа определяется эротической сценой в нем. Есть эротическая сцена — плохой роман, нет эротической сцены — может быть и хороший.

Так вот и тут Рубанову удалось поставить своеобразный рекорд. В его романе есть лучшая эротическая сцена, из всех, что я встречал в литературе за последние лет двадцать. И эта сцена, несмотря на то, что она есть, не делает роман хуже. Она даже делает его лучше.

“Она выкурила сигарету, я отнес ее в постель, и мы соединились.

— Я расцарапаю тебе спину, — предупредила она.

— Давай, — ответил я”.

Это очень высокий уровень мастерства — сделать всё насквозь деревянное увлекательным. Даже рассуждения героев о духе.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу