Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Анна Матвеева

Петля

Роман Сенчин
Петля

Другие книги автора

Бармалей уже не тот

Хотелось мне начать с того, что, дескать, в сборнике новой прозы предстаёт совсем другой Роман Сенчин — светлее и нежнее привычного, но я вовремя вспомнила про название книги. «Петля» она и есть петля. И всё же, и всё же «Бармалей уже не тот» — сквозь традиционный для автора мрак и «грустяшки», которых здесь тоже хватает, в книге просматривается нечто вроде осторожного оптимизма, а традиционных брутальных героев Сенчина нередко сменяют вполне себе женственные героини. Есть в «Петле» даже гомосексуалисты и их страдания, описанные с искренним сочувствием.

Плох тот автор, который не меняется, воспроизводя от книги к книге один и тот же сюжет, антураж, идею, используя раз и навсегда выбранный язык. Плох, но при этом широко распространён в литературном мире — потому что сложно отказаться от однажды выбранного пути, которым хочется следовать дальше. Типа я ещё не все сказал. Но читателю, вот беда, подавай, с одной стороны, разнообразие, а с другой — полюбившуюся авторскую манеру. Сенчин, с его пристальным вниманием к деталям повседневной жизни, которые мало кто замечает, долгое время как бы топтался на одном месте: удобном для автора и понятном для читателя. Ключевые понятия его прозы — ностальгия, любовь к малой родине, презренный быт, одиночество, паралич воли, мужской кризис, сочувствие к страдающим (даже не заслуживающим сочувствия) — как вешки на тропе, по которой автор ведёт читателя от начала к финалу истории. Но в «Петле», как мне показалось, Сенчину удалось проложить боковую тропинку — избежать предсказуемого развития, сохранив при этом свою самобытность. Десять рассказов и повесть объединены темой времени — безжалостной и милосердной субстанции, с которой выясняют отношения все персонажи этой книги. В экспериментальном для автора сочинении под названием «В залипе» герой прокрастинирует на глазах читателя, погружаясь в сетевую зависимость как в зыбучие пески, да и в более характерных для Сенчина историях, таких как «Долг» или «Очнулся», именно времени отведена главная роль.

Новый, светлый и нежный (всё-таки я это сказала!) в сравнении с собой прежним, Сенчин, как мне показалось, куда чаще черпает вдохновение из Интернета, чем из реальной жизни — и в этом тоже есть примета времени, влияющего на автора не меньше, чем на его сюжеты и персонажей. 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу