Сергей Беляков

Love International

Сергей Солоух
Love International

Другие книги автора

Бестселлер? Или еще нет?

Название обманчиво. Фирма «Love International» из новой книги Сергея Солоуха не имеет отношения ни к любви, ни к сексу. Она производит оборудование для добычи нефти и газа. Роман начинается сценой куннилингуса, но это не эротика и не порнография. Перед нами книга о современном плуте, но опять-таки не плутовской роман. Сцена же имеет двойной смысл. Александр Людвигович Непокоев не просто ублажает свою любовницу Асю, но демонстрирует безграничный возможности своего, так сказать, рабочего инструмента. Первая фраза романа: «Александра Людвиговича Непокоева кормил язык».  Именно так.

Начинал Непокоев школьным учителем, стал радио- и телеведущим, профессиональным грантоедом, создателем и директором Института Медиакоммуникаций, в котором работали только два человека, включая самого Непокоева. В сущности, он ничего создавать не умеет, не может и не хочет. Он лишь профессионально втирает очки, вешает на уши лапшу и делает все это с таким успехом, что заслуживает репутацию «человека-звезды». Александр Людвигович – «специалист по околпачиванию детей, по одурачиванию взрослых, человек-язык, эквилибрист, жонглер словами, смыслами, понятиями…» Только родная дочь Александра уже на первых страницах романа разоблачает своего отца: «Ты просто болтун, папа. Болтун и больше ничего».

Перед нами социальная сатира? Не только. Вообще пересказывать эту книгу труд неблагодарный. Изложить сюжет можно, но не стоит лишать читателя удовольствия самому прочитать книгу. Удовольствия от мастерства автора. Пожалуй, из всех, кого я прочитал за этот сезон «Национального бестселлера», Сергей Солоух самый искусный. Словечка в простоте не скажет. Если его герой владеет языком, то сам автор – пером, словом. Читателю остается только удивляться той необычайной свободе и той легкости, с которыми писатель жонглирует словами. Вот уж кто фокусник, артист, циркач!

Мастерство писателя заметно и в строении сюжета, и в композиции. Линии героев первого плана – Непокоева, его дочери Александры Кляйнкинд, любовницы Аси, топ-менеджера компании «Love International» и его жены Тани, а также еще нескольких персонажей второго плана, соединены изящно, тонко. Настоящее транснациональной компании «Love International», решившей пригласить к сотрудничеству Непокоева, оказывается тесно связано с далеким прошлым, к которому опять-таки имели отношения предки Александра Людвиговича.

Сшито так, что не видно швов. Каждая глава заканчивается неожиданно, писатель умеет создать интригу, заинтересовать читателя, удержать его внимание.

Наконец, книга Солоуха небольшая и читается легко. Казалось бы, перед нами будущий стопроцентный бестселлер. Но в тот самый день, когда я пишу свой текст, на «Love International» написано только две рецензии (на сайте премии). Для сравнения, на «Петлю» романа Сенчина и «Про вчера» Сергея Шойгу уже по десять. На «Покров-17» Александра Пелевина – восемь. На «Человека из красного дерева» Андрея Рубанова – семь. Конечно, конкурс еще не окончен, все еще может измениться. Но тенденция очевидна.

Откуда же такая несправедливость? Прежде всего, главный герой вряд ли может вызвать у читателя сочувствие. Вообще-то читатель любит обаятельных плутов. Остап Бендер был любимцем нескольких поколений. Как жалели его, погибающего от бритвы Кисы Воробьянинова. А вот пожалеют ли Александра Людвиговича? Сомневаюсь. Да его, собственно, и не убили, даже не арестовали. Плут, но совсем  не обаятельный.

Серьезный и правильный Виктор Большевиков, противопоставленный мошеннику Непокоеву, на его фоне все же бледен и на главного героя не тянет. Александра Кляйнкинд, в конечном счете, оказывается «в одной лодке» со своим отцом-болтуном. Именем дочери он даже называет новый фонд, созданный с той же целью – обманывать людей и вытягивать из них деньги. Читатель любит торжество справедливости, а она у Солоуха снова в проигравших. Хотя торжество было так близко: роман Аси Акуловой «Триппер Чехова» не прошел проверки на плагиат, а ее любовника объявили во всероссийский розыск. Но в последней главе оба снова при деньгах и славе. Ася, которая весь роман только материлась и занималась сексом, пишет один международный бестселлер за другим… Наверное, это реалистично, но уж очень неприятно.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу