Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Татьяна Леонтьева

Доктор Х и его дети

Мария Ануфриева
Доктор Х и его дети

Другие книги автора

Безопасный роман

Открываем книгу Марии Ануфриевой, читаем несколько страниц — и понимаем: вот он, старый добрый традиционный роман. От автора не ждешь подвоха, каких-нибудь закидонов с языком или жанровых экспериментов. Впереди подробное знакомство с главным героем и все его жизненные перипетии. В понятном реалистическом ключе. Отлично, приятный вечер нам обеспечен.

Устраиваемся в кресле поудобнее.

И действительно, автор не подводит. Перед нами добротный роман, где на совесть сделано всё: от развернутых сравнений и метафор до портретов героев и проработки сюжетных линий.

Повествование разворачивается неспешно, но при этом нельзя сказать, что роману не хватает динамики. Автор умеет чередовать линии разных героев, постепенно подключает предысторию и воспоминания детства. Скучать читателю не приходится.

Главный герой — врач Христофоров, детский психиатр. Ему за 50, живет он с матерью, а личная жизнь как-то не сложилась: вроде как и не до того было. Всё работа, работа… Доктор поглядывает на коллегу Маргариту, заведующую женским отделением. Думает, что напрасно. Но в середине книги автор сообщит читателю по секрету, что Маргарита и сама влюблена в Христофорова еще со студенчества. За ним и пошла в психиатрию.

И, конечно, основное пространство романа отдано пациентам — детям и подростками, которые угодили в психушку кто с хроническим диагнозом, кто с попыткой суицида, кто со странностями.

За каждым ребенком постепенно вырисовывается история его родителей, и мы убеждаемся, что теория доктора Христофорова верна: душевные болезни детей всегда вырастают из родительских проблем. И потому лечить нужно в первую очередь родителей.

На протяжении романа доктор ищет «ключики» к сложным подросткам, на этом и держится основная интрига: найдет ли Христофоров причину болезни? Сумеет ли помочь и уберечь от беды?

Любовная интрига тоже постепенно усиливается. Смогут ли Христофоров и Маргарита объясниться? Получится? Не получится?

Итак, всё интересно, всё динамично, и в смысле литературного мастерства всё в романе на должном уровне.

Однако книга Марии Ануфриевой относится скорее к беллетристике, чем к литературе, которую принято называть настоящей. К беллетристике в современном понимании этого слова: промежуточная область между серьезной литературой и развлекательной. Не интеллектуальный роман, но и не дамский.

Чего мы ждем от серьезной литературы и чего нам не стоит ждать от романа Ануфриевой?

Не стоит ждать, например, новизны и оригинальности. Вот автор создает образ врача, но весь портрет собран из деталей, которые каждый из нас где-то уже встречал. Такой несколько старомодный бородатый доктор, приговаривающий «батенька» и «любезный», обязательно с чувством юмора, конечно же не заботится о себе и всего себя отдает работе. Собственно, и умирает он на работе и как бы от работы: сердце не выдержало.

Не стоит ждать достоверности: автор не врач и «в поля» для сбора материала точно не выезжал. Конечно, какое-то знакомство с темой ощущается: откуда-то взяты диагнозы и названия медикаментов, приводятся выдержки из историй болезней, конструируются диалоги врачей и пациентов, озвучиваются некоторые приемы терапии. Но все эти моменты создают скорее антураж, фон, атмосферу. Это такие атрибуты, расставленные по тексту и приглашающие читателя к договору: давайте представим, что мы в больнице. Автор в теме такой же гость, как и мы. Если мы хотим узнать, как там на самом деле всё в детской психбольнице устроено, мы попали не по адресу.

В лонг-листе этого сезона у нас целый ряд авторов, которые знают, о чем пишут, и потому способны передать не только фактуру «изнутри», но и философию профессии. Мария Ким рассказала о врачах скорой помощи, Мршавко Штапич — о волонтерах, Федор Деревянкин — о поисковиках. Все эти книги и познавательны, и уникальны, и выводят читателя к определенному уровню осмысления той правды жизни, которую они описывают.

В книге Ануфриевой правда жизни и не подразумевается, а осмысление выбранной темы довольно условно. К каким выводам направляет автор? Доктор — благородная профессия; в болезнях детей виноваты родители; стоит иногда смотреть по сторонам, иначе можно упустить настоящую любовь… Со всем этим не поспоришь, всё это наблюдения верные и полезные. Да вот только каких-то открытий они не содержат. И какого-то особенного горения темой в авторе мы не наблюдаем. С таким же успехом автор мог написать об учителе, который всего себя отдает детям и становится им настоящим другом. Или о музыканте, который весь в искусстве.

И я, кстати, думаю, что автор и напишет. И всё это будет издано и прочитано, потому что издания и прочтения достойно. У таких книг есть своя аудитория. Эти книги призваны организовать культурный досуг читателя и обеспечить ему приятный вечер. И успешно с этой функцией справляются.

Кто этот читатель? Возможно, это читатель, воспитанный на классике и привыкший к качественной литературе, но уставший от собственных жизненных потрясений. Читатель, который хочет интересно изложенной истории, но уже не готов растрачивать свои нервы на сильные переживания. Читатель, экономящий эмоции. Автор понимает его нужды и именно для него создает вот такую щадящую, безопасную прозу.

Казалось бы, тут о серьезном, о важном: психически больные дети. Но как подана эта тема? Хоть что-нибудь травмирует, задевает читателя, лишает его покоя? Погружает его в недра дома скорби? Нет. Детская больница у Ануфриевой не сильно отличается от пионерского лагеря.

Этот роман — как дом, который заботливый родитель подготовил для подрастающего ребенка: острые предметы спрятаны, каждый угол получает свою силиконовую наклейку, розетки закрыты, ручки окон, шкафов и тумбочек заблокированы. В таком пространстве мы не поранимся и не убьемся. Однако никогда и не узнаем, а что в этих загадочных шкафах и тумбочках было спрятано. Будем разглядывать и ощупывать только снаружи.

Интонация автора на каждой странице нас подбадривает, поддерживает, обещает: всё будет хорошо. И к финалу, собственно, всё и складывается хорошо. Доктор и Маргарита воссоединяются, а все «ключики» к сложным случаям подобраны. Дети излечены, а неизлечимые все равно радуются жизни, потому что наступил Новый год и пациенты высыпали во двор поиграть в снежки.

Смерть доктора на фоне этого хеппи-энда выглядит несколько инородной: как же так, мы уж приготовились к торжеству добра и справедливости… Однако это может быть и последним реверансом автора в сторону читателя. Попыткой «усерьезнить» роман, добавить ему весомости. Да, книга была легкой и необременительной, но выбранная тема… и смерть героя… На основании этого читатель может уверить себя, что прочел вовсе и не развлекательную книжку. Что вечер был не только приятным, но и содержательным. А это, согласитесь, уже вдвойне приятно.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу