Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Анна Матвеева

Смерти.net

Татьяна Замировская
Смерти.net

Другие книги автора

Бог - это память

В длинном списке премии — сразу две книги с одинаковым названием, «Смерти нет». Ну то есть не совсем с одинаковым — у Замировской, о которой я ничего не знаю и хвалить её сейчас буду с чистой совестью (хвалить знакомых всегда несколько неловко, как будто бы делаешь это по дружбе, а разводить автора и текст — это вообще одно из самых сложных в нашем деле умений) — так вот, у Замировской книга называется «Смерти.net». Нам как бы сразу же дают понять, что речь тут пойдёт о всяких виртуальных игрищах с посмертным существованием — и обещание, данное в названии, выполняется автором с лихвой.

Вообще-то нужна изрядная смелость для того, чтобы выпустить в свет ещё одно сочинение на тему апокалипсиса, прерывистости памяти, возвращения и воскресения мертвых, клонов, копирования личности — всего вот этого. Уже даже ленивый вроде бы высказался, как вдруг появляется очередной роман-антиутопия, стилизованный под дневник умершей — и скопированной — женщины.  Это даже не дневник, а что-то вроде писем, адресованных сразу и абстрактному читателю, и конкретной собственной бабушке, умершей задолго до того, как люди начали жить после смерти.

Героиня не помнит точно, как умерла —кажется, погибла в теракте, но согласно моде века, очнулась спустя какое время в виде скопированной версии самой себя.

Честно скажу, я такое читать не очень люблю — начинала без всякой охоты, но быстро обнаружила, что не могу расстаться с этим текстом и таскаю его за собой повсюду, точно как героиня Замировской таскает повсюду за собой воспоминания из уже оконченной, но каким-то удивительным образом продолжающейся жизни. На ум приходили и роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», и «Головокружение» Хичкока, и «Гаттака», и, понятно, Пелевин, и «Памяти памяти» Марии Степановой, и культовая игрушка «Metal gear solid 4: Guns of patriots» и, разумеется, «Чёрное зеркало» — все сезоны.  Неслабый коктейль, но я не удивлюсь, если узнаю, что эти ассоциации ошибочны — каждый встречает как собственных  бесов, так и собственных муз.

Главный плюс романа, на мой взгляд, в тщательно обустроенной фантастической реальности ближайшего будущего, где существует Интернет для мертвых, где нельзя копировать умственно неполноценных людей, где запрещена психотерапия 

(«За терапию стали давать больше, чем за тяжелые наркотики: травма вышла из-под контроля»), и где можно общаться с умершими близкими в сети — не с ними, конечно, а с их копиями. Героиня романа выясняет, что ушла из жизни не по вине террористов — кажется, её убил собственный муж, но почему он это сделал, долго остаётся невыясненным. Муж продолжает жить, на связь с копией убиенной жены он почему-то не выходит, а потом появляется рядом с ней в виде теперь уже собственной копии, украденной из хранилища. Копия была сделана до смерти женщины, то есть о том, что произошло с ними на самом деле, дубликат мужа понятия не имеет. И вот таких лихих поворотов в книге — как на дороге троллей в Норвегии (кто ездил, тот поймёт).   Но придумать сюжет и обустроить свою вселенную, это полдела. У Замировской ещё и с идеями всё хорошо, и с философией, и с языком, и с общей фундированностью знаний. Мысли, которые будит в читателе эта книга, выходят за пределы обыденного и надоевшего, даже при том, что высказались на эту тему, повторюсь, уже даже самые ленивые. Но вот пишет Замировская рукой своей героини простые слова: «Бог — это память», и выводит тебя с их помощью совсем в иное поле смыслов.

Я очень удивлюсь, если этот роман не возьмёт в этом году хоть какую-нибудь премию.

А, и надо ведь покритиковать немного. Мне показалось, что роман несколько избыточен, и в отдельных местах перегружен авторефлексиями, как будто автор не слишком доверял читателю — вдруг не поймёт, что имелось в виду.

Но он обязательно поймёт — и задумается.   

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу